Победу над врагом ковали все народы нашей многонациональной Родины. Внесли свою лепту в общее дело борьбы с фашизмом и башкиры.
В семье Бикметовых было шестеро сыновей: Абдул Карим, Абдул Кабир, Нигмат, Галимжан, Ануар, Аскат. Все воевали на фронтах Великой Отечественной, кроме младшего Аската. Абдул Карим погиб в начале войны, ему было всего 32 года. Кабир – участник двух войн, Галимжан дошел до Берлина.
Нигмат Ишмурзович воевал в 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. В первом боевом крещении дивизии в июле 1942 г. на рубежах Алешки – Малые Борки – Святоша командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, а в апреле 1945 г. за бои по разгрому Померанской группировки противника – Богдана Хмельницкого III степени. Дослужился от младшего лейтенанта до гвардии майора, был командиром взвода, минометной батареи 148-го артиллерийского полка (1943–1945 гг.), помощником начальника штаба 2-й артиллерии 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. За проявленные героизм и мужество награжден орденами Отечественной войны I и II ст., медалью «За отвагу», другими.
Мы не должны забывать героев, сохранивших свободу Родины и нашу жизнь. Горжусь, что в нашей семье были такие герои, как мои прадеды – мужественные, мудрые, скромные и добрые.
Алмаз Бикметов, Бажикаевская СОШ.
Хайрулла Нигаматович Нигматуллин родился в 1927 г в д. Кузяшево.
До войны работал на сортоучастке в д. Чапаевке. Призван в армию в 1944 году. Служил в 64-м погранотряде Забайкальского пограничного округа шифровальщиком-кодировщиком в штабе 5-й заставы, получил звание старшего сержанта.
Усиление военной опасности на востоке страны требовало большого внимания к границам. Основной задачей советских солдат в период войны с Японией оставалась охрана государственной границы. Важно было не допустить проникновения на нашу территорию шпионов, разведывательно-диверсионные группы японцев – со всеми этими задачами успешно справлялся Забайкальский пограничный округ, где служил Нигматуллин. Пограничники внесли весомый клад в Маньчжурскую наступательную операцию в 1945 г.
Хайрулла Нигаматович с честью отслужил на границе, демобилизовался в 1951 г. Вернулся в родной колхоз, работал агрономом-овощеводом, бригадиром, бухгалтером, управляющим колхоза им. Фрунзе. В 1956 г. вступил в ряды КПСС, неоднократно избирался секретарем первичной партийной организации. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За доблестный труд».
Моему прадедушке Леониду Ивановичу Тарасову, когда началась война, было 13 лет.
Дети заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев. Он тоже трудился, не отставая от взрослых, с раннего утра до позднего вечера.
Однажды подростки повезли на пяти подводах зерно на аргаяшский элеватор. Когда возвращались домой, на полпути сломалось колесо дедушкиной телеги. Посоветовавшись, ребята решили, что они поедут за помощью в деревню, а дедушка потихоньку будет двигаться им навстречу. Октябрь, темнеет рано. И вдруг около лесочка дедушка почувствовал волнение лошади и увидел светящиеся огоньки – волк! Страх сковал тело. Но, овладев собой, он начал кричать, свистеть, тем самым подбадривая себя и лошадь. Волк постоял немного и скрылся в темноте – видимо, был не голодный. А у дедушки на глаза навернулись слезы, потому что он одержал пусть маленькую, но победу.
Вскоре ребята привезли колесо, починили телегу и все дружно поехали домой, обсуждая случившееся. Они знали, что их труд тоже приближает победу над фашистской Германией.
Мой прадедушка Лутфулла Хасанов родился в 1910 г. в д. Старо-Соболево.
В 10 лет остался без родителей, воспитывала бабушка. С малых лет работал у кулака в Сарапкине. Конечно, нелегко было ему, как всем в то время, трудился с утра до вечера за кусок хлеба. В 1927 г. начал работать у соболевского кулака Зиннатуллы. В 1928 г. вступил в колхоз, осознавая, что это сила и единство. Первые годы был разнорабочим. В 1931 г. его направили на курсы трактористов в с. Губернское, затем призвали на службу. В Сатлыково отучился на бригадира, работал трактористом.
В 1941 г. ушел защищать Родину. Призван Борзинским военкоматом Читинской области 15 марта, попал в железнодорожный полк. С 19 августа по 3 сентября 1945 г. в составе 3-го эксплуатационного отделения участвовал в войне с Японией. Награжден медалями «20, 30, 40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50, 60 лет Вооруженных сил СССР», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени. Все эти награды хранятся у моей бабушки.
Я знаю много интересных историй о прадедушке. Вот одна из них, ее рассказал моему дяде Саитгалей Галиуллин – уроженец д. Султаево, 1906 г.р., служивший с прадедом. Когда они воевали, у них был командир, ответственный за продовольствие. Он был груб с солдатами, недодавал продукты и мог даже замахнуться. Однажды Лутфулла не вытерпел и ударил его, за что прадедушку закрыли – время страшное, законы суровые. Но вскоре освободили, а тот «командир» оказался диверсантом. Уже в первые дни войны с той стороны границы к нам регулярно забрасывали диверсантов, замаскированных под бойцов Красной Армии. И порой отличить их было невероятно сложно. Подрывать мосты, технику, минировать дороги, сеять панику в рядах отступающей армии, уничтожать линии связи и многое другое – вот чем они занимались.
Прадед Лутфулла Хайруллович был настоящим защитником. У него шестеро сыновей и четыре дочери. На сегодняшний день наш род насчитывает больше 110 человек. После войны прадед работал в колхозе им. Кирова. По рассказам бабушки, он был добрым и щедрым, любил детей, катал на лошадях, возил за ягодами и грибами. Прадедушка Лутфулла и прабабушка Бибиямал работали на полевом стане, готовили еду для трактористов и комбайнеров, также угощали местную ребятню. Я горжусь, что мои прадедушка и прабабушка были настоящими людьми.
Эльвина Закирова, Бажикаевская СОШ.
Зайтуна Шайхисламова – старейшая жительница нашей д. Чапаевки.
Ей 87 лет, а когда началась Великая Отечественная, шел десятый год. Жила она в д. Селяево, сейчас – в д. Чапаевке. В 2016 г. я побывала у нее в гостях.
– Мне было всего 9 лет, но хорошо помню то время, – рассказала Зайтуна Нигаматияновна. – Жизнь тогда резко переменилась. Радио и телевидения не было. О том, что началась война, поняли, когда молодых парней и мужчин начали вызывать в сельский совет и вручать повестки. Помню, как увозили их из деревни: погрузили больше 30 человек в машину. Борта кузова низенькие, сидеть не на чем, поехали стоя – так больше входило, наверное, людей. Все плакали, молодые женщины бежали за машиной. Потом они рассказывали, что на станции в Аргаяше им даже не дали попрощаться с мужьями – солдаты все оцепили и не подпустили к вагонам.
В памяти остался еще один случай. Сосед Зайнетдин агай получил повестку, ему надо было срочно явиться в военкомат, а мамы дома нет – ушла в лес веники ломать. Прибежал к нам, а я быстрее за ней. Бедная женщина, как узнала о повестке, побежала домой, успела наломать только несколько веточек березовых, вся в слезах, кое-как успели попрощаться. Зайнетдин ушел и не вернулся. Воевал под Ленинградом, там же похоронен. Сестра его ездила туда. От двух браков у Зайнетдина остались двое детей. Под Ленинградом погиб и мой дядя, брат мамы, его трое детей тоже осиротели. Дочери живы, сына, к сожалению, уже нет.
А еще в детской памяти остался 1943 год. За речкой приземлился небольшой самолет, детишки подбежали первыми. Оказалось, он сел вынужденно – солярка закончилась. Попросили ведро топлива – не отказали летчикам в помощи. А ими оказались две молоденькие девушки 16-17 лет. Одна обучала другую летать на самолете. Интересно, живы они сейчас?
Иногда вспоминаю не вернувшихся односельчан. Насчитала 36 человек, а еще скольких не вспомнила. Порой из одной семьи по двое не возвращались.
Очень тяжелые годы были, мы, дети, помогали взрослым во всем: работали на поле, на току. Большую часть урожая отправляли на фронт. 14-летние мальчики пахали на лошадях, а женщины запрягали коров и боронили. Сеяли вручную – разбрасывали зерно с тазиков, которые привязывали веревкой через плечо. Мы, подростки 13-14 лет, работали наравне с взрослыми, нам даже план давали. Комбайна не было, просили в соседнем колхозе. И ночью приходилось молотить. Потом появились новые культуры – помощь из Америки: «вика» и «губанка» – крупные сорта зерна. Мололи и готовили жидкую кашу – ойра.
Помню, как узнали о победе. Перед работой рано утром решила вскопать огород. И тут прямо надо мной пролетел аэроплан и сбросил листовки. Я подобрала одну и прочитала: 9 Мая – День Победы. Побежала к маме, а она с радостной вестью – к соседям. Люди плакали, смеялись. Вскоре начали возвращаться фронтовики. Встречали их всей деревней. Вернулись не все. Много детей осталось без отцов, у многих матерей война отняла сыновей. Война – самое страшное, что может быть на свете. Не надо больше войн.
Малик Ишкильдин, Кузяшевская СОШ.
Моя прабабушка Сафия родилась в д. Кусимбаево в 1926 г. (сейчас этой деревни нет).
Когда ей было два года, родители переехали в д. Ново-Соболево. Ей удалось окончить только 4 класса, в 10 лет уже начала работать. Наравне с взрослыми заготавливала на Булаткинских болотах торф для паровозов, дрова в лесах под Кыштымом и Уфалеем. Однажды заблудилась в лесу. Домой пришла уже ночью, нашла дорогу по железнодорожным рельсам. В 14 лет ей доверили доить коров.
В 1943 г. проводила на войну своего брата. До вокзала в Аргаяше добирались пешком, брат уехал на товарном поезде. К сожалению, навсегда. Отец бабушки тоже погиб на войне. Бабушка Сафия работала в колхозе с утра до ночи. К 70-летию Великой Победы мою бабушку наградили юбилейной медалью, но она не дожила до этого дня.
Когда началась война, моей бабушке Хамдие было 12 лет. Жила она в д. Бутюково.
Школу пришлось оставить, работала наравне с взрослыми. Во время рубки леса зимой бабушка сильно простудилась и с тех пор постоянно болела. Все заработанное колхозники отправляли на фронт. Чтобы не умереть от голода, собирали колосья, гнилую картошку. Летом питались ягодами, сушили их на зиму.
А прабабушка Аскапьямал и прадедушка Хамидулла в начале войны жили в г. Троицке. Он работал на заводе, оттуда его и призвали на фронт. Прабабушка осталась с пятью детьми. Самому старшему 11 лет, младшему не было и года. Чтобы не умереть от голода, решила вернуться в родные места. Из Троицка до Кузяшево осенью 1941 года добирались пешком полтора месяца, с ними еще две семьи из Акбашево. Прабабушка тащила тележку с вещами, на которой сидели младшие дети. По дороге похоронила троих малышей. До Кузяшево дошла только с двумя детьми – моим дедушкой Гафиуллой и дядей Сафиуллой.
Фидарит Хафизов.
Прабабушка Ксения Архиповна Тарасова рано осталась сиротой и воспитывалась в детском доме. Когда началась война, ей было 13 лет.
Подростков ее возраста определили в ремесленное училище при Каслинском чугунолитейном заводе. В экстренном порядке обучали и отправляли на завод, где выпускали для фронта снаряды. Труд был тяжелый, работали по 10–12 часов. Ребята валились от усталости, но никто не жаловался. Все знали, что трудятся для победы.
В конце войны, когда стали возвращаться с фронта мужчины (кто по ранению или комиссованные), бабушку освободили от тяжелой работы. Она переехала в колхоз им. Фрунзе (ныне д. Буланцы), работала в полеводстве. Известие о победе застало бабушку и ее подруг на поле. Они начинали посевную. Все плакали, обнимались, радости не было конца. Побросав все, побежали в деревню. Им хотелось и в радости быть вместе, как и в трудное, холодное, голодное время, когда они трудились, поддерживая друг друга, приближая долгожданную победу.
Сибагата Камалова призвали на фронт в 1943 г., с войны вернулся инвалидом.
Воевал на Белорусском фронте, мечтал дойти до Берлина, чтобы своими глазами увидеть логово поверженного врага. Но мечтам не суждено было сбыться: его тяжело ранило и контузило. До весны 1945 г. лечился в госпитале г. Витебска, комиссовали по состоянию здоровья. Из-за контузии он плохо слышал и видел, но никогда не падал духом.
Со своей будущей женой Марьям Сибагат агай познакомился в госпитале. Она родом из Башкирии, 16-17-летних девушек и юношей мобилизовали помогать ленинградцам. Молодые ребята рыли окопы под Ленинградом. Как и Сибагат агай, вспоминая о войне, она говорила: «Очень, очень было трудно и страшно». Супруги Камаловы награждены орденами и медалями за боевые и трудовые заслуги перед родиной.
Сайма Фазылова, ветеран педагогического труда (2005 г.).
Мой дедушка Юмагужа Исламович Гиляжитдинов родился в 1930 г.
Мама его умерла рано, папа – весной 1941 г. от болезни. Во время войны дедушка работал в колхозе наравне с взрослыми. Пропалывали поле, боронили на быках, собирали колоски пшеницы. Ели гнилую картошку, хлеба почти не было.
После войны работал конюхом, пастухом, плотником. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными – «50, 55, 60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
(Из сочинения внука Эмиля).
Рамазан Юнусов (1912 г.р.) ушел на фронт 23 июня 1941 г.
Воевал храбро. Однажды при выполнении боевого задания с товарищем взяли в плен сразу 8 фашистов. За ратный подвиг ефрейтор Рамазан Юнусов, разведчик 1070-го стрелкового полка 313-й стрелковой дивизии 2-й армии II Белорусского фронта, награжден медалями «За боевые заслуги» (6.04.1944 г.), «За отвагу» (19.04.1945 г.).
Габбас Аюпович Аюпов (1911–1980 гг.) воевал на Украинском фронте под командованием маршала Рокоссовского.
На фронте вступил в партию. В феврале 1942 г. был ранен в первый раз, в 1944 г. – во второй. Домой вернулся 5 июля 1944 г. на костылях. Долго лечился. Несмотря на тяжелые ранения, работал в колхозе «Красный партизан» – бригадиром, председателем. В 1957 г., когда работал бригадиром в колхозе им. Фрунзе, участвовал в работе ВДНХ, награжден медалью участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными – «20, 30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «60 лет Вооруженных сил СССР». Полученные ранения всю жизнь беспокоили фронтовика, он стал инвалидом II группы.
Прадеда Гайфуллу Набиуллина призвали на войну в июле 1941 г., дома остались четверо детей и больная жена.
Воевал прадед на II Белорусском фронте в 540-м армейском минометном Белостоцком ордена Александра Невского полку. Повозочный Набиуллин подвозил на лошадях боеприпасы к орудиям. Воевал храбро, за что 21.04.1943 г. награжден медалью «За боевые заслуги», 19.09.1944 г. – «За отвагу», за участие в боях на подступах к Берлину – орденом Красной Звезды. Вот копия приказа о награждении и сопроводительных документов к нему.
«В боях за деревню Хинго противник держал под сильным огнем наши огневые позиции. Красноармеец Набиуллин на лошадях ездил на НП, вывез тяжело раненного красноармейца-разведчика. Кр-ц Набиуллин бесперебойно доставлял на НП батареи боеприпасы, тем самым обеспечил бесперебойное ведение огня нашими минометами по противнику. Как повозочный, содержит закрепленную за ним пару лошадей в хорошем состоянии и заботится об их сохранности».
Это происходило в конце войны, в апреле 1945 года, фашисты все еще не хотели сдаваться. Но наши солдаты, в том числе мой прадедушка, отважно сражались. Они завоевали победу, за что я благодарна им.
Милана Кучукова, правнучка.
Загид Абдуллович Абдуллин (1926–1981 гг.) призван на фронт в феврале 1943 г.
Служил в войсках НКВД – 108-м сп внутренних войск. Участвовал в освобождении г. Кенигсберга. Война для него продолжалась до 1948 г., воевал с «лесными братьями» в Прибалтике. За мужество и храбрость, проявленные в боях, награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны до выхода на заслуженный отдых Загид Абдуллович работал трактористом.
Добавить комментарий