(Продолжение. Начало в №№30–34). Марс Фазлыахметов. Глава VI. Во имя спасения России.
Народ России, свергнув гнет помещиков и капиталистов, хотел одного – мирно трудиться, строить новую счастливую жизнь. Но империалисты всего мира не желали мириться с существованием молодого советского государства. Черные силы международной реакции подняли иступленный вой, начали говорить «о большевистской угрозе». Они стали готовить «крестовый поход» против Советской России. По словам Уинстона Черчилля: «…надо задушить большевистского младенца в его колыбели».
9 марта 1918 года на улицах Мурманска раздался барабанный бой и звуки военного марша. От гавани к центру города шли английские солдаты, высадившиеся с крейсера «Глори». Это был первый отряд интервентов, появившийся на советской земле. 5 апреля 1918 года во Владивосток вступили японские войска, а затем американская морская пехота. В Среднюю Азию и Закавказье вторглись англичане. Украина, Белоруссия и Прибалтика оказались под пятой немецких оккупантов. Опираясь на поддержку интервентов, поднимает голову внутренняя контрреволюция. На Северном Кавказе против советской власти выступает Добровольческая армия под командованием генералов Корнилова, Алексеева и Деникина, на Дону – бело-казачьи отряды атамана Каледина и Краснова.
Серьезный удар по советской власти нанесло восстание 30-тысячного чехословацкого корпуса, начавшееся 27 мая 1918 года. Этот корпус был сформирован на территории России из взятых в плен военнослужащих австро-венгерской армии, чехов и словаков, добровольно воевавших против Германии в составе русской армии. Согласно одному из первых декретов советской власти – «Декрета о мире» 9 декабря 1917 года в Брест-Литовске начались переговоры о мире между российской и германской делегациями. ЦК РСДРП(б) принял решение затянуть переговоры и возможно уступить, если немцы предъявят ультиматум. 10 февраля 1918 года Л. Б. Троцкий, возглавлявший советскую делегацию, разорвал переговоры, заявив о демобилизации армии. В ответ на это немцы и их союзники начали наступление по всему фронту (фактически оно шло полным ходом). Понимая, что вести войну при полностью разложившейся армии невозможно, делегация России по настоянию В. И. Ленина возобновила переговоры. 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан сепаратный мирный договор с Германией, на крайне тяжелых для России условиях. После заключения Брест-Литовского мира чехословацкий корпус оказался в сложном положении. Советское руководство договорилось с представителями Антанты о выводе этого корпуса через Владивосток. Решение о намерении передать корпус австрийским властям дошло до командования корпуса, что привело к восстанию чехословаков, эшелоны с которыми растянулись по всей Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Выступление чехословацкого корпуса привело к падению советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
К лету 1918 года 3/4 территории страны было захвачено интервентами и белогвардейцами. В стране царили голод, холод, разруха. Враг был уверен в своей победе. Однако, несмотря на малочисленность, рабочие, закаленные в огне трех революций, были самой организованной силой. Страна стала военным лагерем. 2 сентября 1918 года ВЦИК постановил: «Все силы и средства социалистической республики ставятся в распоряжение священного дела вооруженной борьбы против насильников». Во главе обороны Страны Советов стал В. И. Ленин. В командных кадрах Красной Армии выросли выдающиеся советские полководцы и народные герои. Ими стали профессиональные революционеры М. В. Фрунзе и Я. Ф. Фабрициус, герой-самородок, легендарный командир 25-й дивизии, крестьянский сын В. И. Чапаев рабочий В. К. Блюхер, выходцы из народа С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо, А. Я. Пархоменко, И. Ф. Федько, Н. А. Щорс, И. П. Уборевич, И. Э. Якир и многие другие. Связали свою жизнь с Красной Армией, прошли с ней героический путь офицеры старой армии С. С. Каменев, М. Н. Тухачевский, Д. М. Карбышев, Б. М. Шапошников.
Летом 1918 года главная опасность надвигалась с востока. В руках врагов был и Челябинск, Пенза, Казань, Самара, Симбирск. За короткий срок советское правительство сформировало большое количество дивизий, которые слилось в 5 армий. Вскоре были освобождены Казань, Симбирск, Самара. Блестящую страницу в летопись гражданской войны вписал отряд уральских рабочих во главе с В. К. Блюхером. Более месяца пробивался он с боями с Урала навстречу Красной Армии. В сентябре 1918 года отряд Блюхера соединился с Красной Армией. В. К. Блюхер первым получил орден Красного Знамени, учрежденный в те же дни.
В ноябре 1918 года первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников. Развязав себе руки на Западе, англо-французско-американские империалисты получили возможность сосредоточить свои усилия на борьбе с советской республикой.
Главной ударной силой нового антисоветского похода стала армия адмирала Колчака. К началу 1919 года колчаковцы захватили огромные пространства Сибири и Урала. Хорошо вооруженная с помощью интервентов 400-тысячная армия Колчака свирепствовала на захваченных территориях. Грабежи, поборы, убийства мирных жителей характеризовали колчаковский режим. Не считаясь с потерями, Колчак рвался к Волге и к Москве. Коммунистическая партия бросила клич: «Все на борьбу с Колчаком!». Пополненная 100 тысячами бойцов и командиров Красная Армия перешла в контрнаступление во второй половине апреля 1919 года. Разгорелись ожесточенные бои. В результате успешного, стремительного наступления в июле уже был преодолен Уральский хребет, причем в тылу Колчака успешно ведет бой 150-тысячная армия партизан. В августе в крупном сражении между Иртышом и Тоболом армия Колчака была разбита полностью.
По мере откатывания Колчака на восток надеждой империалистов стал генерал Деникин, вооруженная до зубов его армия к началу июля захватила обширные районы на юге России и на Украине и начала поход на Москву. 11 октября начинает наступление на Петроград армия генерала Юденича. Все лучшие силы партии и народа были брошены на фронт. В конце 1919 года мощная лавина советских войск во главе с 1-й Конной армией Буденного устремляется на юг и разбивает армию Деникина. К середине ноября перестала существовать армия Юденича. Наступила передышка, но она оказалась недолгой. Весной 1920 года организуют третий поход против нашей Родины. Главной силой стала армия панской Польши и белогвардейская армия Врангеля (остатки деникинской армии, укрывающаяся в Крыму). И снова Коммунистическая партия поднимает народ против врагов. В летних боях была разгромлена польская армия Пилсудского. В конце октября войска фронта под командованием М. В. Фрунзе перешли в наступление и, напрочь разбив армию Врангеля, в начале ноября освободили Крым. Разгромив основные силы врага, Красная Армия оказала братскую помощь другим народам, входившим в состав бывшей царской России. В 1920 году советская власть пришла в Среднюю Азию и в Закавказье. В 1922 году был освобожден Дальний Восток.
Драматические события, связанные с гражданской войной, происходили и в Аргаяше, ведь она разделила людей на красных и белых. Это было страшное время, когда брат шел на брата, сын на отца, отец на сына.
…Михаил проснулся от беспорядочной стрельбы. Уже с раннего утра возившийся во дворе отец вбежал в дом и, отодвинув занавеску, за которой стояла кровать Михаила и Ирины, встревоженным голосом сказал, что на станции стреляют. Застегивая на ходу рубаху, Михаил побежал на станцию. Кто шел, кто бежал, на станции уже было многолюдно. Какие-то люди в непонятной форме вели под конвоем трех железнодорожников. В одном из них Михаил узнал начальника станции. Вскоре выяснилось, что вместо пассажирского поезда из Челябинска прибыло два эшелона с вооруженными до зубов военными и что арестованы начальник станции, дежурный и телеграфист. Михаил стал свидетелем того, как несколько купцов и торговцев преподнесли хлеб-соль офицерам, стоящим у вокзала. Весть о прибытии «чужих» быстро разнеслась по Аргаяшу. Чужие оказались белочехами, которых сопровождала рота белогвардейцев и сотня казаков. По всему селу пошли повальные обыски, аресты. Это было утро 27 мая 1918 года.
Понимая всю остроту и серьезность ситуации, председатель Аргаяшского волостного исполкома С. А. Ходов и секретарь Н. А. Шпренгер сумели быстро выехать в Кузнецкое, чтобы поднять народ на борьбу с белыми. Секретарь большевистской ячейки Аргаяша Л. В. Мрачковский, поставив задачу перед командиром местной красной дружины, выехал в Кыштым, где сумел связаться с Екатеринбургом и доложил обстановку на станции Аргаяш.
Внезапность таких событий заставила местные Советы действовать быстро и четко. Михаил, как член местной красной дружины, уже знал, что в назначенное время они должны собраться в условленном месте в районе аязгуловских болот. Собралось 11 человек, и уже была поставлена задача, по согласованию с рабочими станции, разобрать железнодорожные пути на пятом километре от Аргаяша в сторону Екатеринбурга, так как белочехи при поддержке колчаковцев и казаков должны были прорваться в Екатеринбург, куда была вывезена царская семья Романовых. Аргаяш стал ареной драматических событий. Буквально через двое суток, ночью, задача по демонтажу железнодорожных путей была выполнена, сняты четыре пролета. Рельсы были утоплены в аязгуловских болотах. Вскоре Михаил узнал, что его отец Артамон арестован и отправлен в Челябинск, а жена Ирина подвергалась пыткам, дома у него был обыск. Белочехи пытали жену Ирину, хотели выяснить, где спрятано оружие и где ее муж Михаил. Тщательно проведя обыск, истыкав штыками все недоступные и подозрительные места дома и во дворе, белочехи ушли. От дальнейших пыток и ареста Ирину, вероятно, спасло то, что она была на большом сроке беременности.
Проявляя единичные акты милосердия, белые, до крайности возмущенные тем, что Аргаяш стал преградой на их пути в Екатеринбург, продолжали свирепствовать в селе и его окрестностях. В конце мая 1918 года на станции Аргаяш по дороге в Екатеринбург был арестован председатель Челябинского Совета депутатов Е. Л. Васенко. Под конвоем его доставили в Челябинск, где он был зверски убит на вокзале. В начале июня Михаил стал участником кровопролитных боев под Аязгулово.
Мятеж белочехов и падение Аргаяша стали мощным толчком для активизации рабочих и крестьян. Буквально за два дня в с. Рождественском были сформированы два отряда добровольцев во главе с С. Г. Пичуговым и И. В. Тряпицыным. Также к Аргаяшу были подтянуты отряды Красной Армии. Это 2-й Уральский интернациональный полк под командованием Ковского и комиссара Широкова, в составе которого были китайские и венгерские добровольческие роты, 1-й Костромской полк под командованием Буреченкова, 1-й Уральский полк под командованием кыштымца Онуфриева, 7-й Уральский полк Юскина, а также отряды рабочих и крестьян Локотышкина, Соколова, Родина, Тимонина, П. Г. Пичугова (брата С. Г. Пичугова). Всеми красными частями руководил Макар Васильев.
В начале июня 1918 года под Аргаяшом было сосредоточено около 2000 красноармейцев, вооруженных рабочих и крестьян, плохо обученных, не имеющих единого руководства, слабо вооруженных (винтовки, охотничьи ружья), всего 50 пулеметов и 4 орудия. Именно они должны были противостоять хорошо вооруженным белым, в чьих рядах насчитывалось до 3000 человек. Ранним утром 6 июня командование белочехов организовало разведку боем на д. Аязгулово. Были потеснены красные части. В этом бою захватили в плен одного красногвардейца, его долго допрашивали, пытали. Очевидцем этого стала жительница с. Аргаяш Мария Кузьминична Ходова. Белочехи требовали от него сведений о его части, ее численности, вооружении, боевых порядках. Красноармеец молчал. Начались пытки. Его избивали, ломали пальцы рук, но он не проронил ни слова и не выдал никаких сведений. Не добившись ничего, белочехи заставили его бежать в направлении д. Сатлыково. В то время между станцией и деревней не было никаких строений, росли кустарники. Вслед раздался выстрел, и пуля сразила мужественного бойца. Жители похоронили его в кустарниках, там, где нынче сад им. Горького. Аргаяшцы бережно охраняют могилу неизвестного солдата, в которой позже похоронены еще несколько человек.
4 дня (с 6 до 10 июня 1918 года) под Аргаяшом в направлении Екатеринбурга шли кровопролитные бои, с большими потерями с обеих сторон. В боях у д. Аязгулово погибли около 100 красноармейцев и 200 белых. Несмотря на ожесточенные бои, красные вынуждены были отступить. 10 июня был оставлен Кыштым. Не менее жестокие бои прошли у д. Асаново, Ново-Соболево. Ценой больших потерь продвижение белых к Екатеринбургу удалось задержать на две недели.
Кстати, достоверен и тот факт, что в мае 1918 года прибывший в Челябинск лидер Башкирской автономии Ахмед Заки Валидов, выступив в поддержку белочехов, начал формирование башкирских воинских подразделений. 13 июня им издан приказ о мобилизации башкир призывного возраста. Было сформировано шесть стрелковых и два кавалерийских полка, куда входили и военнообязанные жители Аргаяшского кантона. Первый добровольческий полк уже через четыре дня после издания приказа направлен на фронт, на борьбу с Красной Армией. Но с временем колчаковское правительство стало препятствовать проведению мобилизации и даже стало арестовывать башкирских офицеров и представителей кантонных управ.
Валидов, как глава башкирского правительства, пытается наладить связь с руководителями Аргаяшского кантонного Совета депутатов и найти своих сторонников в лице башкирского населения. Так, 4 июня председатель кантисполкома М. Магасумов принимает участие в работе башкирского съезда в д. Метелево, который проводился по инициативе Валидова. На нем были приняты основные положения организации башкирского движения под антисоветскими лозунгами.
Хафиз Кушаев после падения советской власти в Аргаяше не смог уйти с частями Красной Армии и возглавил Аргаяшскую кантонную управу, поставив во главу угла задачу развернуть агитационную работу против валидовцев. Однако 16 октября 1918 года Х. Кушаев и его сторонники Н. Тагиров, М. Магасумов, М. Салимьянов, Ф. Кучуков были арестованы по доносу и отправлены в Челябинскую тюрьму. Телеграмму по этому поводу в Башкирское правительство направил белый комиссар Приуралья Кириленко. В ответ на нее Заки Валидов, уже начинавший понимать жесткую позицию верховного правителя А. В. Колчака по отношению к башкирам, в резком тоне ответил, что Челябинские власти относятся к башкирскому народу и Башкирскому правительству крайне вредно, и убедительно просил освободить Хафиза Кушаева и остальных арестованных представителей Аргаяшской кантонной управы. Требование Заки Валидова было выполнено. После двухмесячного заключения Х. Кушаева и его товарищей освободили.
После освобождения Хафиз Кушаев Башкирским националистским правительством был направлен на фронт. Среди солдат своей части он провел большую агитационную работу. В конце декабря 1918 года солдаты, под его руководством расправившись со своими офицерами, перешли на сторону Красной Армии.
В июле 1919 года победоносная Красная Армия освободила Урал от Колчака. Аргаяш был освобожден 27 июля. Через наш край наступала 35-я дивизия 5-й армии М. Н. Тухачевского. В ней были 307, 308 и 309 полки, в которые влились сотни наших земляков. Под Аргаяшом 1-я и 2-я бригады 35-й дивизии разгромили белогвардейскую бригаду, взяв в плен 500 человек.
В освобождении Урала участвовали десять татаро-башкирских частей. Двум частям за освобождение Челябинска и Златоуста присвоено звание «железный батальон». В них были и наши земляки-аргаяшцы.
В истерзанной и разрушенной войнами России постепенно восстанавливались и набирали силу Советы. 3 сентября 1919 года образовалась Челябинская губерния, в которую вошли 4 уезда: Челябинский, Троицкий, Кустанайский, Курганский. В этом же 1919 году Аргаяшский кантон вошел в состав Башкирии. На очередном съезде Советов был избран Аргаяшский кантревком. Председателем избран Габдрафик Мухамедьяров, военным комиссаром – Хафиз Кушаев.
Итак, печальная статистика начала XX века говорит о том, что русско-германская война 1914–1918 гг. унесла жизни 2,3 млн. человек, в гражданской войне погибли 8 млн., по другим данным, 14 млн. человек вместе с гражданским населением.
(Продолжение следует).
Добавить комментарий