Что стоит за конфликтом в Ново-Соболево?

Жалоба в группе ВКонтакте «Текслер помоги» прогремела, как бомба. Родители анонимно сообщили, что учитель труда и географии Ново-Соболевской школы неоднократно бил детей за непослушание, заставлял чистить снег.

Приведу полный текст обращения к губернатору: «Просим провести проверку в Ново-Соболевской школе. Учитель труда и географии неоднократно бил детей за непослушание. Может ударить ключами, палкой и даже лопатой. Также дети убирают в школе снег. Как говорит учитель, таким образом они отрабатывают бесплатные обеды. Дворник в данной школе числится, но в школе он не появляется. Почему наши дети должны за кого-то выполнять работу, а кто-то за это получает зарплату?»

В ходе разбирательства выяснилось: дети, действительно, чистили снег. Помните, в конце февраля на нас обрушилась месячная норма осадков? Эти снежные завалы с крыльца и убирали ребята. Помогали дворнику, очищавшему территорию на личном тракторе. А вот обвинение в рукоприкладстве – это уже серьезная статья. Для педагога Сагдея Шамильевича Шагеева новость стала полной неожиданностью еще и потому, что узнал он о ней от односельчан.

Школа готовится к 45-летию, все в подготовительных хлопотах, – рассказывает он. – А тут мне то один, то второй говорит: ты прославился, читал? У нас интернет в деревне плохой. Приехала дочка и дала мне прочитать жалобу в телефоне. Я просто в шоке. Работаю в школе 34-й год, такой инцидент переживаю впервые. Не знаю, кому дорогу перешел?

Тот факт, что жалоба поступила анонимно, поначалу насторожил и уполномоченного по правам ребенка Евгению Майорову. Лишь приехав в Ново-Соболево, встретившись с детьми четырех классов, побеседовав с педагогами, она поняла, почему родители выбрали такую форму защиты прав своего ребенка. В местной школе учатся 86 детей, в деревне все друг у друга как на ладони. Конечно, в ситуации, когда конфликтная ситуация выносится на всеобщее обсуждение, можно предположить, что и ребенок, и родители могут опасаться определенного прессинга, ведь понятие о наших правах, способах их защиты у каждого разное. Кто-то возмутится: неужели нельзя было решить конфликт (если он был) внутри школы, зачем предавать его огласке? А кто-то уверен, что иного способа защитить права ребенка просто нет.

Разгорелись споры

Как и оказалось, жалоба вызвала бурное обсуждение. «Если бы мой ребенок пришел и сказал, что учитель стукнул его лопатой, я бы его… Всех бы поставила «на уши», начиная с учителя и директора, управления образования района и прокуратуры. Плохие родители значит, что пишут анонимно», – горячились в комментариях одни. «Вы, может, с себя начнете? Мы в нынешнее время только жалобы можем написать. Вы детей сегодня видели? Ребенка вначале воспитайте правильно. Он прежде всего должен уважать взрослого, тем более учителя. По поводу того, что должны чистить снег. А почему бы и нет? Мы, когда в школе учились, и снег чистили, и на уборку урожая ходили, и в хозработах участвовали», – парировали другие.

Гульсия Сабитова – выпускница Ново-Соболевской школы, здесь учились ее старшие дети, учатся сегодня младшие. Сагдея Шамильевича знает прекрасно.

– Спокойный, адекватный, – делится она мнением, – дети его любят. Не зря же девятиклассники выбрали его предмет для экзаменационных испытаний – значит, доверяют учителю. Не могу представить, что написанное в жалобе – правда. Вообще, анонимные обращения не нужно рассматривать, у нас очень легко вылить грязь на человека. Родителям нужно больше заниматься своими детьми, ведь большинство проблем идет именно из семьи. Все вокруг твердят о правах ребенка, но забывают, что у него еще есть и обязанности. Если с детства не приучать его к труду, к 18 годам вырастет лентяй и бездельник.

Истина нужна всем

Профессия учителя, как и медицинского работника, изначально требует высоких профессиональных и нравственных качеств, – высказала Майорова свою точку зрения, – понятно, что в этих профессиях сложно выдержать современные требования. Мы можем устать, сорваться, но не тогда, когда речь идет о работе с детьми. Они не умеют обманывать, и нам удалось выяснить, что в действительности происходило, несмотря на разную степень открытости и откровенности. Могу сказать: основания для проведения дальнейшей проверки есть, так или иначе дети подтверждают написанное в анонимном обращении. Из беседы с ними сложилось понимание, что они не отрицают применение силы, но некоторые считают это нормальным и соразмерным проступку наказанием. Многие заступались за учителя, считая его поведение справедливым. Дальше разбираться в ситуации придется правоохранительным органам.

Конфликт в Ново-Соболево – отражение непростой ситуации, сложившейся в российской школе. Мы ведем речь о защите прав ребенка, в этом плане за последнее время сделано много. То, как оперативно отреагировала на жалобу уполномоченный по правам ребенка Евгения Майорова (есть теперь и такой институт детской правозащиты в нашей стране), говорит об эффективности созданной системы. А между тем 70% российских учителей признались в ходе опроса, что подвергались оскорблениям со стороны учеников. И это другая сторона поднятой проблемы. То и дело в новостной ленте видим случаи нападения на педагогов, поэтому в Государственной Думе разрабатывается законопроект «О статусе учителя». В нем предусмотрены статьи, ужесточающие ответственность родителей за издевательство детей над учителями, в том числе штраф, если ребенок оскорбил его. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов – лишение свободы до трех лет. В Казахстане аналогичный закон приняли в прошлом году – значит, проблемы у нас с соседями общие.

Римма Хибатуллина


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *