«Мы дышим с челябинцами одним воздухом», — Борис Дубровский

В интервью DK.RU губернатор Борис Дубровский рассказал о ситуации в экономике региона, борьбе с предприятиями-загрязнителями, виновниках мусорного коллапса и своем отношении к политическим рейтингам — сообщает редакция dk.ru.

В октябре в рамках рабочего визита в Магнитогорск глава региона отметил положительную динамику развития области: с начала года прирост налоговых и прочих поступлений в консолидированный бюджет составил 12,6%, превысив 143 млрд руб. На 12,7% вырос внешнеторговый оборот, а консолидированная прибыль крупных и средних предприятий Южного Урала увеличилась на 31%, составив 140 млрд руб. Хорошие темпы прироста в сравнении с прошлым годом показывают основные базовые отрасли, в том числе обрабатывающие производства, энергетика, производство оборудования, электронной техники, добывающий сектор. Весомое увеличение произошло в части грузооборота автомобильного транспорта — на 12,4%, объемов работ в строительстве — на 9,4%.

–– Индекс промышленного производства Челябинской области за первые восемь месяцев года вырос на 1,1%. При этом в ряде российских регионов, например, в соседней Свердловской области, он значительно выше. В чем, на ваш взгляд, причина? Какие отрасли экономики показывают хорошую динамику, в каких отраслях ситуация складывается критично?

–– Сравнение с нашими соседями с экономической точки зрения некорректны. У наших регионов совершенно разная структура экономики, есть свои специализации. И факторов, влияющих на показатели деятельности, — огромное количество: начиная с курса рубля и объема государственного заказа для ОПК и заканчивая последствиями применения санкций и ограничительных мер. Характерный пример — металлургия. США ввели пошлины в отношении импортапродукции металлургической отрасли Китая, и за этим тут же последовало абсолютно логичное ужесточение конкуренции на рынках, на которых традиционно доминировали наши металлурги.

 

Драйверами роста в этом году являются производство электрического оборудования, электронных и оптических изделий, на уровне прошлогодних показателей — металлургия, каких-либо провальных секторов экономики у нас нет.

–– Будут ли учитываться текущие темпы экономического роста при формировании бюджета на следующий год?

 

–– Это всегда учитывается. Мы традиционно рассчитываем три варианта: консервативный, базовый, целевой. По базовому сценарию рост объема валового регионального продукта в 2019 году прогнозируется на 1,7%, индекса промышленного производства — на 2,3%. Так что любом случае бюджет Челябинской области будет сбалансированным и с плюсом к предыдущему году.

–– Периодически появляется информация о переговорах с крупными иностранными инвесторами, которые заинтересованы во вложениях в инфраструктурные проекты, строительство объектов к саммиту ШОС. Однако конкретных договоренностей, насколько мне известно, достичь пока так и не удалось. В чем причина, на ваш взгляд?

— Есть перечень конкретных объектов, которые должны быть построены и введены в эксплуатацию в Челябинске к датам проведения саммитов ШОС и БРИКС. Все эти объекты будут построены точно в срок. Отечественный инвестор или зарубежный — не так принципиально, главное, чтобы эти объекты не стали «памятниками» саммитам ШОС и БРИКС, а продуктивно эксплуатировались в дальнейшем, были полезны жителям Челябинска в перспективе. С их помощью можно закрыть много брешей в социокультурной жизни города, которые образовывались на протяжении последних двух десятилетий. Например, в Челябинске отсутствует  современный концертный зал, поэтому некоторые популярные исполнители, чьи концерты — настоящее шоу, вычеркивают Челябинск из своих гастрольных графиков. С появлением на берегу реки Миасс общественно-делового центра это упущение будет исправлено. Вот что действительно важно, а не то, откуда будет инвестор: из России или зарубежья. То, что какие-то инвесторы долго присматриваются к региону — нормальная общемировая практика для людей, которые рискуют собственными деньгами. Задача власти — сделать все, чтобы эти риски минимизировать.

–– Как вы оцениваете инвестиционный климат в регионе?

–– Что касается моей оценки инвестиционного климата в регионе, то бизнес ежегодно высказывает свое мнение в рамках опросов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Да, не попали в этом рейтинге в первую двадцатку, но мы близки к этому. Поэтому пока – «четверка с минусом».

–– Какие крупные инвестиционные проекты, новые производства, появившиеся за последний год в области, вы могли бы особенно отметить?

–– Список обширный, инвестиционные проекты есть практически во всех отраслях и территориях. Например, сформированы приборостроительный кластер «ПЛАНАР», машиностроительный кластер «Уралагромаш», действуют крупные индустриальные парки «Станкомаш» и «ММК», появились первые резиденты в территориях опережающего социально-экономического развития, в том числе и в ЗАТО. В 2018 году подписан первый федеральный (трехсторонний) специальный инвестиционный контракт с ООО «Интерпак-М» по созданию в Копейске производственного комплекса по выпуску полимерных изделий. В начале 2019 года планируется уникальный экологический проект ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Инвестиционным проектом предполагается строительство агломерационной фабрики производительностью 5,5 миллиона тонн агломерата в год. Общий объем инвестиций ориентировочно составит 22 миллиарда рублей. И это только крупные проекты. По муниципальным образованиям ежегодно сопровождаются десятки небольших инвестиционных проектов с разбегом от 5 до 100 миллионов рублей. Считаю, что это не менее важный показатель инвестиционной активности нашего региона.

–– Не настораживает вас то, что в федеральном бюджете пока нет средств для финансирования строительства ВСМ Челябинск-Екатеринбург?

–– Практика показывает, что под востребованные проекты у государства средства всегда находятся. Еще недавно высокоскоростная магистраль между нашими городами отсутствовала даже в транспортной стратегии Российской Федерации, а сегодня она там есть.

Проект — очень важный, за участие в нем сегодня борются европейские и азиатские компании. Сейчас формируется новая транспортная логистика страны, и Челябинск в нее уже встроен, это факт. Поэтому те челябинские компании, которые нарастят или приобретут компетенции, востребованные при строительстве высокоскоростных магистралей, обеспечат себе загрузку производственных мощностей и, соответственно, перспективу развития на несколько десятилетий вперед.

Знаете, во время визита в Китай у меня отпали последние сомнения. В Гуанчжоу мы смотрели, как устроена их система высокоскоростных магистралей, и один из высокопоставленных чиновников сказал следующую вещь. На этапе, когда эта идея только обсуждалась, тоже был скепсис. А сейчас загрузка этой системы превысила 100% и есть сожаление, что проектная команда пошла на поводу у пессимистов и заузила некоторые решения. Китайцы призвали меня не повторять их ошибок.

Поэтому мы намерены продолжать переговоры и добиваться выделения средств федерального бюджета сначала на проектирование, а затем — и на строительство магистрали. Сейчас завершены все предпроектные мероприятия, и мы готовы приступить к проектированию.  Сформировано понимание по консорциуму партнеров, имеются совершенно конкретные заинтересованные инвесторы, готовые предоставить часть финансирования на строительство вскладчину с государством.

–– Как относитесь к различным рейтингам влияния политической элиты?

–– Задача политологов — рейтинги составлять, задача власти — эффективно работать и реагировать на конструктивные замечания, в том числе те, что высказаны составителями рейтинга. Не больше, но и не меньше.

–– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с делом о картельном сговоре, возбужденном региональным управлением антимонопольной службы?

–– Нашу позицию по вопросу, поднятому ФАС, озвучивали неоднократно. По нашему мнению, цель конкурентной процедуры не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное выполнение работы. И эта позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу. Поэтому решаем этот спор в судебном порядке.

–– Можно ли было предугадать мусорный коллапс, который возник из-за закрытия городской свалки, и кто понесет за него ответственность?

–– Проблемы с вывозом мусора из Челябинска возникли не из-за закрытия челябинской свалки. Так утверждают только те, кто на протяжении длительного времени пользовались непрозрачностью и недостаточной подконтрольностью механизмов, кто преуспел в приписывании объемов и нелегальном захоронении мусора. В этом вопросе давно необходимо было навести порядок. Свалку, которая сейчас является самой крупной в черте городов-миллионников, требовали закрыть еще в 1989 году. С тех пор сменилось три председателя обкома и три губернатора. Мы приняли это решение и взяли на себя за него ответственность, потому что таким объектам не место в областном центре. Не сделаем это — получим через несколько лет Балашиху со всеми вытекающими последствиями.

Для жителей Челябинска, безусловно, важно, что уже в 2019 году планируется начать работы по рекультивации бывшей свалки, что позволит исключить ее негативное влияние на окружающую среду и здоровье граждан. Сейчас мы прорабатываем с федеральным правительством вопрос определения единственного исполнителя этих работ.

–– Весной вы достаточно эмоционально обратились к руководителям предприятий, которые не ограничивали выбросы вредных веществ во время НМУ. Как сегодня складывается диалог с крупнейшими промышленниками?

–– Я дышу с челябинцами одним воздухом и, учитывая свое металлургическое прошлое, чуть глубже понимаю некоторые производственные процессы и их последствия. И были не только эмоции, но и организованное мной межведомственное взаимодействие областных и федеральных структур, которое принесло свои плоды. Ситуация изменилась в лучшую сторону, этому есть достаточное количество подтверждений. Считаю, промышленники услышали и людей, и меня, и президента России Владимира Владимировича Путина, который заострил внимание на экологии в новых майских указах.

Разработаны планы по снижению выбросов для Челябинска и Магнитогорска в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Они предусматривают в первую очередь внедрение на предприятиях за счет собственных средств новых технологий, установку газоочистного оборудования и оснащение источников выбросов системами автоматического контроля. Некоторые предприятия вышли с предложением заключить трехсторонние соглашения с правительством области и Росприроднадзором для координации экологических программ. Документы еще проходят согласования, но «Мечел» и ЧЦЗ уже проводят независимый экологический аудит своих предприятий, не дожидаясь подписания. Масштабная программа реализуется на ММК: только в 2018 году комбинат инвестирует в экологические объекты 5,8 миллиарда рублей, а всего до 2025 года инвестиции превысят 38 миллиардов рублей. Бизнес понимает, что уже невозможно игнорировать прямой запрос общества на благополучную окружающую среду, и в целом готов изменять ситуацию. Мы это видим.

–– Что необходимо предпринять, чтобы изменить имидж Челябинской области как неблагополучного с точки зрения экологии региона?

–– Для нас первоочередная задача — не столько изменить имидж региона. Важно добиться реальных перемен — в качестве воздуха, в схеме обращения с ТКО, в решении транспортных проблем, благоустройстве среды обитания, качестве питьевой воды.  Попытки заниматься имиджем, не меняя положение дел, уже были, но они ни к чему не привели. Поэтому главный упор — на реализацию плана экологических мероприятий. К тому же они четко прописаны в майских указах президента страны.

–– Вы ощущаете отток людей из Челябинска?

–– Никакого оттока людей из Челябинска нет, это — миф. Есть такие естественные моменты, когда кто-то достиг потолка в развитии своего бизнеса и начинает экспансию в другие субъекты, кто-то просто хочет попробовать себя в «высшей лиге». Но не надо подменять понятия и единичными примерами иллюстрировать тенденции. И город, и регион у нас прирастают, а Челябинск в прошлом году преодолел планку в один миллион двести тысяч жителей. Только за прошлый год челябинцев стало больше на 3403 человека, из них 1123 за счет естественного роста и 2280 человек приехали сюда жить и работать.

–– Какие постулаты стратегии развития области кажутся вам наиболее значимыми?

–– Здесь очень к месту будет выражение, которым мы должны руководствоваться: «Мыслить глобально, а действовать локально». В 2019 году Челябинская область будет отмечать свое 85-летие. Мы обсудили с коллегами и сформулировали пять основных приоритетов развития экономики и улучшения жизни в Челябинской области.

Во-первых, это поддержка наших ветеранов. Мы уже приняли ряд решений по данному направлению. Это, в частности, сохранение всех региональных льгот для жителей области начиная с 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно независимо от достижения ими пенсионного возраста. Кроме того, как вы знаете, уже в этом году мы приняли решение о единовременной выплате пенсионерам в размере 700 рублей, приуроченной ко Дню пожилого человека. Ее получит порядка миллиона жителей области. Мы продолжаем расширять формы поддержки, внесли в Законодательное собрание предложение о снижении ставки транспортного налога для пенсионеров ряда категорий в 50 раз. Оно затронет как минимум 7 тысяч ветеранов области, а также многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет.

Второй важный приоритет — это охрана окружающей среды и решение наболевших коммунальных проблем. В наших планах — постепенный перевод общественного транспорта на газомоторное топливо для снижения выбросов, рекультивация Челябинской городской свалки, очистка русла реки Миасс и другие мероприятия.

Третий приоритет — в течение ближайших двух лет создать по новому, современному, удобному для людей парку в каждом из районов нашего города. Продолжим благоустройство дворов, уделим внимание освещению общественных пространств, парков и скверов.

Удобным, обустроенным и чистым должен быть не только Челябинск, но все города и поселения региона. Инструментом достижения этого станет программа «Реальные дела», точки приложения которой необходимо открыто и масштабно обсуждать с жителями. Это четвертый наш приоритет.

Наконец, пятый приоритет нашей работы на ближайшее время — это дети, молодежь, забота о будущем области. В следующем году у нас также в планах реконструкция и ввод спортивных площадок, начало строительства универсальных спортзалов и тренировочных центров в ряде муниципалитетов области.

Это пять приоритетов, которыми мы будем руководствоваться.

Ссылка на источник: http://www.dk.ru/news/my-dyshim-s-chelyabintsami-odnim-vozduhom-boris-dubrovskiy-237112748?fbclid=IwAR0V1SessqV31mZkayHDvdQvLoc2YKdP2dwhO29MC6tyGKKdT4qHKpnq6gk


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *