Во всех школах Челябинской области со следующего года планируется переход на пятидневную учебную неделю. Мнения по этому поводу разные. «Восход» поинтересовался у наших педагогов, какие плюсы и минусы они видят в новшестве?
Альфира Юлдашева, директор АСОШ №2:
– У нас всегда была шестидневка, только начальное звено занимается пять дней в неделю. В этом году с первого сентября по просьбе родителей на пятидневную учебную неделю перевели 5–7-е классы. А субботу сделали библиотечным днем по той причине, что многие ребята занимаются в учреждениях дополнительного образования: ЦДТ, школе искусств, детско-юношеской спортивной школе и часто ездят на соревнования, конкурсы, фестивали именно в выходные. Мы пошли им навстречу. Детям нравится учиться пять дней в неделю, да и родители довольны.
В целом я сторонник шестидневной учебной недели. Старшеклассники с 8-го по 11-й у нас занимаются в субботу, ведь объем учебного материала у них очень большой. Чтобы не увеличивать нагрузку, считаю такое расписание оптимальным вариантом.
Люция Юсупова, директор Краснооктябрьской СОШ:
– Мы на пятидневной учебной неделе уже более десяти лет и очень довольны. У ребят есть возможность отдохнуть два дня, провести время с семьей. У старшеклассников выходные заняты подготовительными курсами в Челябинске. Родителям не приходится отпрашивать детей с занятий, нарушать рабочий график.
Вера Харапаева, директор Кузнецкой СОШ:
– Наша школа давно на пятидневке. И педагоги, и дети настолько привыкли к этой системе, что перестраиваться на другой график было бы тяжело. Мы пытались перейти на шестидневку, но сразу возникли проблемы с посещаемостью. Нас устраивает пятидневный график, для нас он оказался оптимальным.
Николай Ватутин, директор Худайбердинской СОШ:
– Занятия в нашей школе проводятся пять дней в неделю. Есть в этом рабочем графике и плюсы, и минусы. С точки зрения финансирования, шестидневная учебная неделя выгоднее для учреждения. Это моя точка зрения, как администратора. Что касается интересов детей и родителей, то им удобнее пятидневка. Сейчас только скажи любому ребенку, что в субботу занимаемся, уверен, он не обрадуется.
Амур Хабибуллин, директор Бажикаевской СОШ:
– Что касается пятидневной рабочей недели – это палка о двух концах. С одной стороны, детям и родителям нравится отдыхать два дня. Но мы придерживаемся шестидневки, потому что при уменьшении часов обучения ухудшается качество образования. Теряются часы по башкирскому языку, истории и другим предметам. У нас как-то даже зашел спор о ведении уроков по 40 минут вместо 45. Наш математик посчитал: хотя разница всего пять минут, в итоге за учебный год теряется месяц. Когда речь о целом дне, потери еще весомее.
Гульсум Альмухаметова, директор Кулуевской СОШ:
– Наша школа всегда занималась шесть дней в неделю. В связи с тенденцией последних лет по переходу на пятидневку около трех лет назад перевели на пятидневное расписание начальное и среднее звено, где объем учебного материала поменьше. Старшеклассники продолжали заниматься как обычно. С нынешнего года вся школа на пятидневке. Переход связан с тем, что у нас обучаются дети из Давлетбаево, Айбатово, Казырово, Куйсарино и других деревень, им тяжело ездить на занятия шесть дней в неделю. Кроме того, играет роль финансирование подвоза школьников: это очень затратное дело – привезти и увезти. Раньше мы в субботу ставили факультативные занятия и внеурочную деятельность, старались разгрузить детей, сейчас они отдыхают. При этом двери школы в этот день открыты, любой ученик при желании может прийти для дополнительного образования.
Ильяс Сафиуллин, начальник управления образования Аргаяшского муниципального района:
– На сегодня из 24 общеобразовательных учреждений района только восемь работают по графику шестидневной рабочей недели, то есть большая часть уже перешла на пятидневку. При этом один-два раза в месяц они тоже планируют автобусы на субботу, потому что проводят в этот день мероприятия или ведут подготовку к экзаменам.
Начальный блок давно перешел на пятидневку. Остаются на шестидневке средние и старшие классы. Пока право выбора за школой, если закон о пятидневной учебной неделе войдет в силу, проблемы с таким переходом не возникнет. В целом в 1–8-х кл. мы полностью готовы к новому графику, со старшим звеном вопрос решаемый. Для такого перехода нужно поработать над учебным планом, разгрузить программу, найти решения, чтобы нагрузка на детей не увеличилась, а качество образования не снизилось. Что касается младших классов, думаю, пятидневная учебная неделя пойдет на пользу их здоровью: при шестидневном режиме дети явно не успевают отдохнуть, побыть подольше с родителями, тем более что в первую половину воскресного дня вынуждены выполнять домашнее задание.
Если уровень самостоятельного изучения материала в старшем звене повысится, можно спокойно переводить на пятидневку и старшеклассников. Сейчас свободный доступ к образовательным электронным ресурсам: библиотекам, архивам, рабочим материалам. Занятия можно проводить и дистанционно. Но пока мы не можем рассчитывать в полной мере на осознанную мотивацию учеников к получению образования; если 30–40% школьников могут учиться на самоконтроле и самообучении, остальных надо постоянно стимулировать к знаниям. При этом вообще нет прямой зависимости качества обучения и количества уроков в неделю. У нас есть школы, которые и на пятидневке, и на шестидневке дают хорошие результаты. Кроме того, если обращаться к опыту других стран, то, например, во Франции школьники отдыхают два дня, а в среду у них сокращенный день.
Что касается экономической стороны вопроса, благодаря переходу на пятидневку экономится местный бюджет за счет сокращения расходов на подвоз детей из деревень. При этом, если все школы будут претендовать на транспорт в субботу, тоже необходимы большие денежные вложения. Надо отметить, что зарплатный фонд при переводе на пятидневку не сократится, он не зависит от количества учебных дней. Просто произойдет перераспределение денежных средств, например, можно будет больше доплачивать за проверку тетрадей или классное руководство. Может сократиться количество часов у педагогов, но особых проблем в связи с этим не возникнет, потому что во многих школах они перегружены.
Добавить комментарий