Заветная цель педагога Александра Леднева

Сегодня исполняется 100 лет Александру Матвеевичу Ледневу – педагогу, фронтовику, директору Губернской школы, краеведу и почетному гражданину Аргаяшского района.

Родился Александр Матвеевич 5 октября 1918 года в с. Кузнецком в семье крестьянина. Отец Матвей Степанович – участник гражданской и Отечественной войн. С началом коллективизации работал в колхозе «Красный Октябрь», позже – в совхозе «Кузнецкий» бригадиром овощеводческой бригады. Мать Ефросинья Григорьевна была грамотной, ее избирали депутатом сельского совета, приходилось ей работать и уполномоченной по реализации займов, заведовать пунктом по приему молока. В овощеводческой бригаде трудилась вместе с мужем. Александр был в семье старшим, сестра Мария и брат Василий родились позже.

Фронтовыми дорогами

Окончив семь классов Кузнецкой школы, юноша поступил в Кыштымское педагогическое училище. В 1937 г. начал преподавать в начальной школе с. Губернского. У него было большое желание продолжить учебу. Несколько раз Александр подавал документы в Челябинский государственный педагогический институт. Причиной первой неудачи стал не отработанный по распределению положенный срок, во второй раз он уже сдал все экзамены, но вмешалась история. Началась вторая мировая война, и со студентов-первокурсников была снята отсрочка от призыва.

В 1939 г. его призывают в Красную Армию, в войска МВД. Заканчивался второй год службы, Александр готовился к возвращению в институт, но вновь планы перечеркнула Великая Отечественная. В 1943 г. Леднев воюет на Центральном фронте командиром отделения дегазации взвода химзащиты. Военные люди хорошо понимают, какой путь пришлось пройти сельскому учителю, чтобы стать специалистом по ведению химической войны. Белорусский, Украинский фронты… В боях на Орловско-Курской дуге взвод старшего сержанта Леднева попал в гущу танкового сражения. Не хватало людей, и тогда Александр Матвеевич сам взялся за пулемет, отражая контратаку фашистов. Об этом, а затем важной операции по дымовой разведке, которую ледневский взвод провел для выявления огневых сил противника, мы узнали из наградного листа №384, сохранившегося в военных архивах. Орденом Красной Звезды был награжден старший сержант Леднев за воинскую доблесть. Вместе с боевыми товарищами он освобождал Белоруссию, Украину, Польшу, Чехословакию, добивал фашистов в Германии. К ордену прибавились 13 благодарностей Верховного Главнокомандующего.

Бессменный директор

Отгремели залпы победы. После демобилизации у фронтовиков был большой выбор, их приглашали продолжить военную службу, преподавать, строить карьеру. Но Александр Матвеевич вернулся в родную Губернскую школу. Работает учителем математики, а в августе 1947 года его назначают директором, и до выхода на пенсию (в 1978 г.) он остается бессменным руководителем. В первое же послевоенное лето заочно поступает в пединститут на исторический факультет, оканчивает в 1951. Для него, фронтовика, не простого наблюдателя, а активного участника исторических событий, не могло быть иного выбора профессии. С 1948 г. Александр Матвеевич избирался депутатом сельского и районного совета, более 20 лет возглавлял постоянную комиссию по народному образованию и здравоохранению.

Очень много он сделал для школы и села. В 1965 г. под его руководством создан первый в районе школьный краеведческий музей с уникальными экспонатами; в 1966 г. по инициативе школы установлен обелиск погибшим в Великой Отечественной войне землякам. Большую работу Александр Матвеевич проводил в архивах Перми, Свердловска, Кирова, Казани, изучая материалы по организации и деятельности Рождественской группы РСДРП. Вся краеведческая исследовательская работа велась при активном участии школьников. При его наставнической поддержке сформировалось целое поколение юных краеведов, воспитанники Александра Матвеевича успешно выступали не только на районных, но и областных олимпиадах по истории, владея широкими знаниями об истории родного села, его людях, важнейших исторических вехах.

Учитель, воспитай ученика!

Александр Матвеевич отдавал Губернской школе все силы и время, старался сформировать педагогический коллектив, объединенный общими задачами и целями, уделял большое внимание воспитанию гражданственности у учеников. Присвоение педагогу звания «Отличник народного образования РСФСР» (а затем и СССР) было встречено в районе как заслуженная награда учителю, посвятившему жизнь воспитанию юного поколения. Но сам Александр Матвеевич строго оценивал результаты своего труда. Вот что он пишет в автобиографии:

– Оглядываясь назад, я все же считаю, что сделал мало, так как сделал не все, что нужно. И моя заветная цель, учитывая нынешнее сложное международное положение, – доработать до 50-летия моей педагогической деятельности. К этому времени школу окончат внуки моих первых учеников, а первый педколлектив, в котором много моих воспитанников, во главе с Надеждой Петровой сумеет закрепить имеющиеся успехи в учебно-воспитательной работе.

К счастью, ему удалось проработать в любимой школе больше задуманного, его трудовой стаж составил более 60 лет. И до последних дней жизни педагог не терял связи с коллегами и учениками. Для многих он был образцом и примером.
Василий Матвеевич писал в работе «Откуда есть и пошли Ледневы в нашем селе», что он шел по тропе, протоптанной братом: окончил школу, педагогическое училище, пединститут, стал коммунистом.

– Брат Саша был для нас с сестрой и в детстве, и когда мы стали взрослыми, непререкаемым авторитетом. Не только ввиду разницы в возрасте, но и из-за знания жизни, умения все объяснить, разобраться во всем. Он был наш первый учитель после родителей, – писал он.

Жена Александра Матвеевича Мария Петровна также работала в Губернской школе. Дочь Людмила пошла по стопам родителей, она учитель начальных классов, сын Борис – инженер.

И по сей день традиции и педагогические основы, заложенные Александром Матвеевичем, чтут не только в родной школе. С 2008 года в Аргаяшском районе учреждена премия имени Александра Матвеевича Леднева. Присваивается она учителям, внесшим значительный вклад в развитие образования, достигшим высокого уровня мастерства, добившимся высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Первой удостоена этой высокой награды его любимая ученица Надежда Викторовна Петрова, возглавлявшая Губернскую школу в 1975–2003 гг. Дело, которому служил честно и преданно Александр Матвеевич, живо. И сегодня великого педагога помнят не только коллеги, но и все, кому довелось встретиться с этим удивительным человеком, многочисленные ученики.

Автор Алена Колбина
Фото из архива музея Губернской школы.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *