Исянгильдино, Сагитово – деревня на берегу реки Карасу.
Основана не ранее 1770 г., входила в Баратабынскую волость, родовое селение легендарного кантонного начальника Мухаметкулуя (Кулуя) Кучукова, получившего в народе имя Кулуй-кантон и сохранившегося под ним в народных песнях. По V ревизской сказке (1795 г.), Исянгильдино имело 50 дворов с 221 жителем. Ревизская сказка 1811 г. называет кантонного начальника 14-го класса Кулуя Кучукова, его кантонного помощника старшину Сагита Кучукова – старшего сына Кулуй-кантона. После основания отцом выше по реке Миасс селения Мухаметкулуево Сагит остался в родовом ауле, который позже получил его имя.
В начале ХХ в. деревня входила в Мухаметкулуевскую волость Челябинского уезда. Имелась мечеть, водяная мельница, школа, где учили на башкирском и русском языках. В годы гражданской войны здесь шли ожесточенные бои. 21 июля 1919 г. в ходе Челябинской операции занята 241-м Крестьянским полком (командир Н. Гусев) 27-й стрелковой дивизии красных. Организован колхоз «Кара яр» – по названию высокого обрыва над рекой Миасс, позже Сагитовское отделение совхоза «Кулуевский».
Жесток Кулуй, высок Кулуй-кантон
Так поется в народной песне о Кулуе Кучукове.
На старинном кладбище д. Исянгильдино старожилы покажут вам старинное захоронение. Говорят, что под старой березой могила самого Кулуй-кантона, рядом под камнем упокоилась любимая жена Гафифа, участвовавшая с ним в войне с Наполеоном.
Здесь же похоронены его сыновья. Мухаметкулуй Кучуков стал вторым после Кильмета Дербишева кантонным начальником. Он родился в 1763 г. в д. Большое Исянгильдино. Оренбургская экспедиция по изучению настроений башкир после пугачевского восстания часто приезжала в эти места. Ее переводчик уговорил Ярмухамета Кучукова отдать мальчика в Оренбургскую военную школу. По возвращении юноша четыре года работал секретарем и помощником у Кильмета Дербишева. В 1789 г. Кильмет-кантон ушел в отставку, оставив пост Мухаметкулую.
25 лет возглавлял Кучуков кантон, став не только богатейшим человеком, но и легендарной личностью. Именно ему пришлось формировать башкирский полк для участия в борьбе с наполеоновским нашествием. В память об этом событии в родной деревне Кулуй-кантона установлен памятник в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812–1814 гг.
Легенды земли исянгильдинской
Краевед Тайфур Кучуков опубликовал свою версию шежере рода Кучуковых.
По его данным, в одном из учалинских селений жил Каракеше, который взял четвертой женой калмычку, украв ее из семьи. У них родилось два сына – Амангильде и Исянгильде. В поисках богатых пастбищ и земель пришли братья на берега Миасса. Вперед пускали кобылиц с жеребятами, матки быстро находили для малышей лучшую траву, вкусную воду. Так и выбрал Исянгильде место для своей будущей деревни.
Шежере Тайфур Кучуков выстраивает так: Каракеше – Исянгильде – Тугызак – Йортомбай – Ишмухамет – Ярмухамет – Мухаметкулуй – Сагит – Сайфульмулюк – Мухаметшариф (1838–1914 гг.) – Фатих (1847–1961) – Тайфур (1911).
И сегодня исянгильдинцы знают, к какому аймаку относятся их фамилии. Калмактар – Ахмеровы, Ахтямовы, Бадретдиновы, Мажитовы, Сафины, Сафиуллины, Сунаргуловы, Хабибовы, Шагимуратовы; хамитистар – Галиуллины, Шамсутдиновы, Шафиковы, Хабелькаевы; йортомситар – Гариповы, Магасумовы; живьюндар – Гизатуллины, Хакимовы, Шаймардановы; тухава – Даутовы, Самахужины, Юмагужины, Юмасултановы; кавайзар – Абдулхаковы, Ишбулатовы, Кунакбаевы, Мухаметовы, Валеевы, Сафины, Хафизовы, Фахрисламовы; толоптар – Якуповы.
Исянгильдинское корни: здесь повсюду живая история
Деревенский президент
Насира Хидиятовича Гарипова часто можно увидеть на скамейке перед домом.
90-летний ветеран не изменяет своему главному призванию: вся жизнь Большого Исянгильдино под его бдительным контролем, каждому земляку максимум внимания. Свое негласное звание деревенского президента аксакал оправдывает полностью. Что бы ни случилось, к нему идут за советом и помощью.
Работать Насир пошел рано. Довоенным школьникам всегда находилось дело в родном колхозе «Кара яр»: пололи овощи, собирали картошку, помогали везде, куда посылали ученическую бригаду. Ему было 15 лет, когда колхоз отправил его учиться на тракториста в Аргаяшскую школу механизации. Время военное, на подростков и женщин в хозяйстве – главная надежда. Профессионал из Гарипова вышел настоящий. В июле 1955 г. тракторист Мухамет-Кулуевской МТС Кулуевского района Насир Гарипов награжден медалью ВСНХ.
Это первая высокая награда, а за долгую жизнь их набралось немало. Орден Трудового Красного Знамени, 12 медалей и почетных грамот, в том числе за освоение целинных земель, серебряная и бронзовые медали ВДНХ. Насир Хидиятович посчитал: только в Москве на всесоюзных совещаниях работников сельского хозяйства ему довелось побывать семь раз. На память остались награды и фотографии с Красной площади. С одной из выставок ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства бригадир Сагитовской полеводческой бригады совхоза «Кулуевский» вернулся с особым подарком – автомобилем.
В 1957 г. Насира Хидиятовича назначили бригадиром, и до выхода на пенсию он нес за родную деревню всю полноту ответственности. Старался, чтобы у земляков была не только работа, но и рос достаток в домах, чтобы оставалась молодежь в Большом Исянгильдино, строилась, рождались дети. Было это не просто при соседстве с Чебаркульским военным полигоном. Когда во время учений болванки снарядов вспахивали местные огороды, возмущенные сельчане бежали к бригадиру, прося защиты. Приходилось ему вести непростые переговоры, но на все вопросы, почему нельзя перенести полигон на более безопасное от деревни расстояние, он получал один ответ: место определено и не изменится.
– Нет сегодня работы в деревне, поэтому молодежь уезжает, – сетует Насир Хидиятович, – остающиеся с трудом находят себе место, отсюда пьянство. Было бы производство, как в советские времена, по-другому бы зажило Большое Исянгильдино. Одним фермерам эту ношу не вынести.
В эти дни исянгильдинцы в большой тревоге: не решив жилищный вопрос, надумала покинуть местный ФАП хороший фельдшер. Сельчане печалятся: как без медика будут обходиться? Для Насира Хидиятовича эта проблема особенно болезненная, ведь благодаря его настойчивости в деревне были построены в свое время медпункт, библиотека, клуб, школа, установлен обелиск павшим на фронтах Великой Отечественной землякам. Президент Большого Исянгильдино и почетный гражданин Аргаяшского района по-прежнему чувствует себя ответственным за деревню.
Деревня без школы умирает
Зуляйха Гафуровна Якупова, ветеран педагогического труда:
– Я коренная исянгильдинская, из многодетной семьи. Начальное образование получила здесь же – в Исянгильдинской четырехклассной школе.
Так вышло, что вся моя жизнь связана с родной деревней и школой, ведь уже много лет живу я в здании, где она размещалась. Знаю, что построили этот крепкий просторный дом из лиственницы до революции. Принадлежал он местному состоятельному хозяину. Как-то подвозил меня бывший глава Кулуевского поселения Нигаматжан Гильманов, посмеялся: «Зуляйха Гафуровна, а ведь это дом моего прадеда. Вот выселю вас, будете знать». Я тоже рассмеялась в ответ: «Выселяй, но сначала в гости заходи».
В учителя я даже не собиралась, планировала поступать в политехнический. Тогда из нашей деревни многие учились в Челябинске и других городах. Соберемся человек 18 и пешком 20 км идем до Бишкиля, на поезд. Напрямик дорога ведет через Чебаркульский полигон, но ходить через него нельзя, строго запрещено: военные увидят – не поздоровится. Поэтому мы выходили ночью, пока все спали. Добираться через Аргаяш было еще сложнее и дальше, ведь автобусы не ходили, попутки – редкость.
Как-то остановила меня заведующая нашей школой Газинур Сафиулловна Галеева и говорит:
– Деревне нужен учитель. Поступай в педагогический, а не в политехнический.
Так и сделала: подала документы в педучилище, сдала успешно экзамены, а потом перешла на заочное, в классе уже ждали ученики. Это сейчас детей в деревне мало, в 1968 г., когда я пришла сюда, было 80 школьников. Для четырех учителей нагрузки хватало, в классе не меньше двух десятков ребят. Стоит ли удивляться, если в каждом доме по 8–10 ребятишек? Сегодня во всем Исянгильдино заведующая детским садом насчитала 14 многодетных семей, в которых больше пяти детей. Когда пошло укрупнение хозяйства, нашу школу решили закрыть. На ее защиту встали все сельчане. Газинур Сафиулловна и бригадир Насир Гарипов прямо сказали приехавшему из района руководству: «Школу трогать нельзя. Без нее деревня умирает». Их услышали, Исянгильдинская школа осталась на своем месте. Когда несколько лет назад начальные стали закрывать, ее тоже удалось отстоять. Сегодня в здании работает детский сад, есть даже ясельная группа. Матерям не нужно метаться между работой и ребенком, они знают, что малыши всегда под присмотром, накормлены, напоены, им уделено должное внимание.
Ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа жила интересной жизнью, во всех делах мы принимали участие. В 1970-х годах на горе высадили деревья в форме звезды. На этой полянке проходили наши школьные соревнования, праздники, линейки. С горном и барабаном ходили по улицам в большие праздники. Сегодня иные времена, а традиции сохранились. На День государственного флага воспитанники детского сада тоже прошли с трехцветными флажками по родной деревне. В этом году на 9 мая шагал по Исянгильдино Бессмертный полк, почтили память дедов и прадедов. В садике усилиями педагогов создан музей, для ребят его экспонаты – настоящая диковина. Там не только старинная крупорушка, но и радиоприемники советских времен, кнопочные телефоны. Нынешней детворе приходится объяснять, как это все работает. Молодцы воспитатель детсада Эльвира Мажитова и ее помощницы, культорганизатор Сара Кучукова. Работают вместе, дружно и жителям не дают скучать.
Еще в 1930-х рядом с деревней построили Чебаркульский полигон, где в годы войны обучали солдат перед отправкой на фронт, формировали части. С тех пор мы и живем с таким беспокойным соседом. Бывает, в деревню залетают болванки от снарядов во время учений. У кого-то в огород угодит, случалось, и в дом прилетали. Просто чудо, что никто не пострадал. К грохоту мы уже привыкли. Малыши в садике говорят: «Это гром». Несмотря на запрет, местные женщины всегда собирали на полигоне ягоды. Выйдут с ведрами, а тут пальба. У кого нервы покрепче, не уходят, другие побросают все и чуть не ползком домой.
37 лет составляет мой педагогический стаж. В трудовой книжке две записи: принята на работу и уволена в связи с выходом на пенсию. С Исянгильдино связано много воспоминаний. В деревне было много мастериц, рукодельниц: ткали половики, коврики, вышивали, шили. На берегу реки хорошая глина, из нее изготавливали кирпич: для печей, на строительство. Рядом выход белой глины, ее использовали на побелку, в деревне уважали чистоту, уют в доме. Детей растили в строгости, зато сколько замечательных людей из нее вышло.
Вместе всю жизнь
Валиулла Галеевич и Сания Гайнулловна Ахмеровы – ветераны труда. В сентябре супругам исполнилось 90 лет, а вместе они уже 74 года.
Так вышло, что с 12 лет Валиулле пришлось ходить не в школу, а на колхозную работу. Родители были в возрасте, сын стал их главной опорой. Брался за любую работу, трудился добросовестно, куда бы ни посылали. Время – военное, мужчин в деревне почти не осталось, поэтому на плечи подростков и детей легли все тяготы. Колхоз «Кара яр» возглавлял тогда председатель Ситдык Ярмухаметов. Исянгильдинцы отдавали все силы, лишь бы армия одержала победу, а в деревню вернулись фронтовики. Несмотря на голод и лишения, в хозяйстве не было воровства. Двери в дома вообще никогда не закрывались. Мы и не знали, что такое замки, вспоминает Валиулла Галеевич.
– Бывало, из-за непогоды приходилось оставлять в поле сеялку с семенами, – говорит он, – ни разу не пропало ни зернышка.
В 16 лет он завел свою семью, невесту присмотрел в клубе. На танцевальной площадке трудно было не заметить селяевскую красавицу Санию. Отец поехал свататься, а вскоре молодые справили скромную свадьбу. С тех пор они вместе, деля горести и радости, все жизненные испытания, выпавшие на судьбу. В их просторном уютном доме на стенах много фотографий. Вот портрет отца Валиуллы Галеевича, он был крепкой породы, прожил 98 лет.
– Мне тоже нельзя отставать, – шутит седовласый сын. Несмотря на возраст, он полон жизненной энергии и поражает ясным умом и памятью. Помнит о родной деревне такие детали, что и более молодые односельчане не сохранили в памяти.
Сегодня Валиулла Галеевич не только исянгильдинский аксакал, но и местный имам. К нему идут за советом и помощью со всей округи. Вместе с супругой они воспитали восьмерых детей – четырех дочерей и четверых сыновей. Теперь их радуют 21 внук и 38 правнуков.
К кому прилетает жар-птица?
Марьям Таймасовну Кучукову трудно застать дома. Она все время в работе.
Только долгими зимними вечерами, когда сад и огород утопают в снегу, а домашняя живность напоена-накормлена и в сытой полудреме жует вкусную жвачку, начинаются настоящие чудеса. Из дальнего угла достаются ткани, шелковые нитки и мулине, иголки разных размеров, крючки. Вспоминается вся наука, с детских лет впитанная от бабушки, мамы, тетушки, сестер, выбираются узоры, подбираются элементы композиции. День за днем рождается под руками летний луг, на котором качаются под ветерком цветы, рдеют ягоды, летают яркие бабочки.
– Каждая работа требует много времени и терпения, – делится Марьям Таймасовна, – месяцами вышиваю скатерти, подушки, занавески, передники. Нужно все сделать аккуратно, чтобы лицевая и изнаночная стороны радовали глаз.
Особая гордость мастерицы – красная скатерть, на которой расселись Жар-птицы. Ее она достает только для торжественных аятов. Мама Мавлида Габидулловна научила дочку и шить. Как-то осуществила давнюю мечту: накопила целую коробку яиц и купила на это богатство у заготовителя швейную машинку. Она до сих пор служит Марьям Таймасовне, не подводит, не ломается. Недавно сшила для внучки передничек, какой носили бабушки и прабабушки, расшила его цветами, точно соблюдая старинный башкирский узор.
Свои работы мастерица никогда не выставляла, хранит их в сундуке, доставшемся по наследству от бабушки Бибиямал. Хотя давно пора показать такую красоту не только односельчанам, но и всему миру. Пусть порадуются!
Солдаты двух Отечественных войн
Памятник Мухаметкулую Кучукову и его легендарным конникам, участвовавшим в разгроме армии Наполеона, в Большом Исянгильдино появился не так давно. А обелиск памяти защитников Отечества, воевавших с фашизмом, открыт в 1988 г.
Его установили по инициативе бригадира Насира Гарипова. Металлический корпус изготовил Юмабай Валеев, звезду – Гафият Гайфуллович Сафиуллин. Составляла список учительница Зуляйха Якупова. Он оказался неполным, в 2005 г. по инициативе педагога Эльвиры Мажитовой его пришлось обновить. На сегодня вновь требуется серьезный ремонт обелиска и уточнение списка фронтовиков.Необходимо занести на памятную плиту 18 фамилий солдат, вернувшихся с войны и ушедших из жизни в мирное время. Назовем их поименно: Гельмитдин Абдрашитов, Жинан Абдулхаков, Нуриагзам Ахтямов, Фуат Галеев, Абдрахим Гарипов, Шавалей Даутов, Ахметгали Исламетдинов, Салих Кунакбаев, Галим Кунакбаев, Нигмат Магасумов, Шарип Магасумов, Гельмитдин Мухаметкаримов, Мутугулла Мухаметов, Аваль Нафиков, Зиннат Сунаргулов, Шагимардан Фазылов, Мухубулла Юмагужин, Сабир Якупов.
Без вести пропали в годы Великой Отечественной войны: Зиннат Ахметгалин, Исмагил Габбасов, Маулит (Нурый) Галиакбаров, Диннат Галин, Гариф Ишмухаметов, Куддус Ишмухаметов, Габдельжан Кучуков, Габдулла Кучуков, Уразбай Кучуков, Хажиахмет Кучуков, Мухутдин (Мухамет) Сафин, Усман Сафин, Мухамедьяр Ситдиков, Сулейман Хабелькаев, Мутугулла Хибатуллин, Мухубулла Хибатуллин, Ахмет (Гайнетдин) Юнусов, Бахтияр Ярмухаметов, Хафис Ярмухаметов.
Добавить комментарий