От гоголя до романовских овец

Черноголовая овечка доверчиво ткнулась в ладошку. Обмануть такие наивные добрые глаза было стыдно, но захватить с собой хлеба я не додумалась.

Романовские овцы – порода удивительная. Голова и ноги черные, а на туловище словно бы накинута серая шубка. Марат Яминов давно решил для себя: для овцеводства лучше, чем романовские, не сыскать. Считаем плюсы вместе с ним, загибая пальцы. За окот 100 овцематок приносят 200–250 ягнят, котятся романовские дважды в год. Помимо мяса, дают отличную шерсть. На зеленке малышей растят практически без подкормки, зимой нужно добавлять в их рацион овощи, витаминов уже хватать не будет. Мясо, в отличие от курдючных овец, без запаха, нежирное, нежное. Его с удовольствием едят даже те, кто баранину на дух не переносит. К Марату давно проторили дорожку покупающие баранину на Курбан байрам, аяты, но пока приезжают больше горожане.

Кстати, в нашем районе овцеводство издавна было традиционным направлением. Но за последние десятилетия заниматься им решаются все меньше и меньше сельчан. Вместе с зоотехником управления сельского хозяйства Нуруллой Биктимировым мы посчитали, что во всем районе разводят овец три-четыре хозяина, и то исключительно курдючных. Башкиры любят шурпу понаваристей.

А началось все с гоголя

Пути-дороги в фермерство неисповедимы. Марат Яминов начинал свое дело с подсадных уток. Сам страстный охотник, когда потребовалась для охоты хорошая подманка, завел небольшой птичник и взялся выращивать разных уток, чтобы с ними можно было и на крякву пойти, и на гоголя. К сожалению, на охоту сегодня у Марата Ураловича времени не остается. Он весь в крестьянских заботах.

После уток на подворье Яминова завелись телята, овцы, потом в хозяйстве стало тесно. Со свободными землями в Сосновском районе сложно, а растущее посреди поселка фермерское хозяйство стало мешать соседям. Выход нашелся не сразу, аргаяшский фермер продавал свою землю и помещения. Так и стал Яминов вести хозяйство сразу в двух районах. Весь минувший и нынешний год прошел в бумажных согласованиях, беготне с техусловиями для проведения электричества, строительстве забора, ремонте имевшихся помещений. Нужно было погасить немалые долги по налогам прежнего хозяина. Первыми на новое место привез овец. Они быстро обжились и начали приносить приплод.

– Когда родились первые ягнята, я очень обрадовался. Увидел в этом знак свыше. Вот Аллах дает мне первый баракат – значит, видит мои труды, поддерживает меня, – делится Марат Уралович, – до этого были одни расходы, потери, трудности. Фермерское дело требует  железных нервов, огромного труда.

Времена меняются

С   Яминовым  полностью  согласна Юлия Хисматуллина. Она тоже решила начать фермерское дело, стартовав с личного подсобного хозяйства. Бройлерная птица, утки-муларды, телята тагильской породы, картофель… Этими хлопотами занят весь ее день. Пока одни расходы, до доходов дело дойдет не скоро.

– Самый сложный вопрос – реализация выращенного. Сейчас картофель в цене, начинаю его продавать, – говорит Юлия, – мясо птицы реализую на рынке Аргаяша. Но в перспективе вижу единственный выход  –  собственную переработку, цех по производству пельменей, котлет, суповых наборов, нарезки для шашлыков. Я технолог по специальности, буду реализовывать свой потенциал.

К сожалению, аргаяшский рынок – неважный помощник местным сельхозпроизводителям. Он не оборудован, здесь нет павильонов для молочной и мясной продукции, люди вынуждены торговать прямо с земли. Работает он два дня, а вот у соседей кыштымцев или кунашакцев рынки открыты всю неделю. Почему это невозможно у нас? Потому что временным арендаторам рынка не интересно его будущее? Кстати, в Кунашаке он в статусе муниципального.

Отдельная тема для разговора – утраченные связи сельхозпроизводителей и потребкооперации. Молодые фермеры даже не знают, что в советские времена именно потребкооперация была надежным деловым партнером для личных хозяйств. Вот эти проблемы нужно обсуждать за «круглым столом» в районной администрации, пригласив на него не студентов ЧелГУ, а местных фермеров, переработчиков, представителей потребкооперации, руководство рынка – всех, кто заинтересован в развитии и поддержке сельского производителя. Давно пора задуматься об интернет-площадке для реализации сельхозпродукции, чтобы с этой проблемой в ближайшее время неизбежно не столкнулся каждый фермер.

Римма Хибатуллина


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *