Расположена в месте слияния рек Кайгарда и Миасс. Основана в XVIII в. и названа по имени первооснователя Ялтыра Таймасова.
5 кантон, 5 юрт. В 1763 г. состояла из 9 дворов. По ревизским сказкам 1869 г. из 55 дворов, имела 204 жителя, относилась к Мухаметкулуевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. В деревне имелась мечеть. Жители выращивали рожь, ярицу, ячмень, овес, коноплю, торговали излишками. В 1916 г. здесь имелось 2 лавки. В 1930 г. организован колхоз «Юлбаш», имевший кузницу, маслобойню, клуб, школу, сезонные ясли. С 1959 г. – отделение совхоза «Заря».
Ялтыровцы – народ особый
Со слов старожила Гильмитдина Шаимова, деревня наша на нынешнем месте стоит с 1822 года. До этого, пока не сгорела, она располагалась за зиаратом, в сторону д. Биккулово.
Место это называли «иске юрт» – старый дом. Считается, что ее основал Таймас Шаимов в 1738 году, назвав по имени своего старшего сына Ялтыра. Старая, сгоревшая деревня Таймаса, стояла у оз. Аргази. Заслуги Таймаса Шаимова подтверждаются особой грамотой, подписанной самой императрицей Анной Иоановной. В поисках сведений о своих предках я нашел в фондах Национального архива Башкортостана, его электронном архиве, ревизские сказки 1811, 1816 и 1859 гг. деревни Ялтырово. К великой радости отыскал прадеда Мратшу. Здесь же обнаружил, что большинство нынешних жителей деревни – потомки Таймаса Шаимова.
В деревне проживают потомки трех сыновей Таймаса: Ялтыра, Йылкысы и Юмагужы. Дома жителей расположены компактно, по родству. Ганиевы, Сулеймановы, Галиуллины, Муратшины и Еганшины – потомки Таймаса – Габдулбаки (1759 г.) – Утягула (1783 г.) Их дома стоят с южной стороны главной улицы Ялтырово. На противоположной заложил дом Жиганур Сулейманов. На эту же сторону улицы перебрался ранее и Курамша Муратшин после продажи своего большого дома, спасаясь от репрессий тридцатых годов во время коллективизации. На месте бывшего дома Курамши заложил дом Акрам Валеев.
Ахметжановы, Абжамиловы и Ахмеровы – потомки Таймаса – Йылкысы (1743 г.) – Гибатуллы (1785 г.). Шакировы и Закировы – потомки брата Гибатуллы Хужахмета: Хужахмет (1767 г) – Вайсилькар (1892 г) – Мухаметьяр (1829 г.). Часть деревни, где стояли их дома, так и называли «йылкысы як» – сторона Йылкысы. Батыршины, Галимовы и Хакимовы – потомки Таймаса – Юмагужи (1752 г.) – Шиахмета (1808 г.) и Шагимухамета (1819 г.) Местом их компактного проживания стала западная окраина деревни. Нынешние Шаимовы тоже потомки Юмагужы: Таймаса – Юмагужи – Абдулгаира (1792 г.) – Шигабетдина (1813 г.) и Серажитдина (1816 г.) Они облюбовали сторону улицы с нынешней нумерацией домов по нечетным числам. «Hырткы урам» – задняя улица, здесь поставили дома потомки Ялтыра и его брата Юмагужи. Время идет, появляются новые молодые семьи, деревня расширяется. Поднимаются новые дома, строятся новые улицы. Одна в народе называется улицей северян или ялтыровской Рублевкой. Здесь обосновались пенсионеры после работы на северной вахте. Думаю, в скором времени появится и улица Героя Социалистического Труда Фазылжана Шаимова – коренного ялтыровца.
В памяти осталось, как кипела в деревне работа в три смены. Были своя животноводческая ферма, зерноток, конный двор. В разные времена разводили гусей, уток, кур. Были годы, когда держали на откорме свиней. На полях тоже кипела работа круглый год: зимой вывозили перегной, завозили на ферму сено, летом растили урожай. Какие вкусные были обеды на полевом стане! Как бы ни была трудна работа сельчан, не было места угрюмости. С песней выходили на поле и фермы, домой возвращались тоже с песнями.
Мой дед Курамша был первым почтальоном колхоза, он направил сына Нигамата учиться в Троицкую ветеринарную академию. Дедушку жестоко избили, и отец был вынужден вернуться в деревню. Работал учетчиком, продавцом, перед самой войной его осудили якобы за растрату. Тогда подобные дела не были редкостью. Когда его доставили до Иркутска, грянула война, отца направили работать на завод. Вернулся он с медалью за трудовую доблесть, и о судимости уже никто не вспоминал. Доверяли ему работать и продавцом, и заведовать фермой, и кассиром быть довелось. Помню, приезжал на обед, а баретку, полную денег, забывал на подводе. Знал, что никто никогда не возьмет ни копейки. Народ в деревне всегда был очень честным, дружным, помогали односельчанам в трудную минуту.
Габдрафик Муратшин.
Первая столица –Таймас йорт?
Таймас Шаимов – башкирский старшина Кара-Табынской волости Сибирской дороги, батыр, тархан.
Жил в деревне Таймасовой на южном берегу озера Аргази, при речке Сенгерей (Каменушка) и держал под контролем дорогу из степи – Аргаш, тянувшуюся по восточным отрогам Уральского хребта. Отсюда пошло название озера Аргаяш.
Под напором киргиз-кайсаков его отец Шаим потерял часть земель, поэтому сын поставил цель – вернуть право на вотчину. Он не только завоевал его в военных походах, смело сражаясь вместе с воинами. Как человек, одаренный дипломатическим даром, Таймас Шаимов оценил перспективы государственной политики России и стал активным ее сторонником. За активное участие в дипломатической миссии А. Тевкелева в Казахскую степь и принятии киргиз-кайсаков в российское подданство императрица Анна Иоанновна пожаловала ему титул тархана, вернув вотчинные земли, освободила его и потомков от ясака, а также дала право нести воинскую повинность в разных званиях, в основном офицерских.
В 1738 г. во время очередного народного мятежа родовой йорт Таймаса Шаимова был сожжен, осталось пепелище и древнее кладбище-зиарат. Память о Таймасовой деревне стерлась, а кладбище часто зовут пугачевским, считая, что здесь похоронены павшие в бою пугачевцы. По сути, Таймас йорт – первая столица Южного Урала. Ведь именно Таймас Шаимов самолично помогал выбирать места для строительства Верхнеяицкой крепости – нынешнего Верхнеуральска, Челябинской, Уйской, Еткульской и других крепостей.
Откуда есть пошло Ялтырово
Взяв в жены башкирку, татарку, казашку, русскую, Таймас Шаимов имел много детей.
По одним источникам, после того, как был сожжен Таймас-йорт, тархан перенес его на восточный берег Аргазей и назвал в честь старшего сына – Ялтыра. Затем деревню перенесли неподалеку на приток Миасса. Ревизские сказки подтверждают, что у Таймаса Шаимова было 8 сыновей: Ялтыр, Йылкысы, Амангильды, Юртбагый, Юмагужа, Каныша, Баргати, Барсыни.
Очень много сил и времени отдал составлению шэжэрэ Таймасова Шаимова краевед Габдрафик Муратшин. Он составил родовую книгу, в которой постарался собрать сведения обо всех потомках тархана.
Родина не отпускает
Фаниль Ялтырович Еганшин:
– Профессия военного летчика дала мне возможность хорошо узнать всю страну, но не смог я пустить корни ни в Мурманске, ни в Москве, ни на Северном Кавказе, ни в Челябинске. Вернулся на родину.
Изредка покидаю Ялтырово, а телевизор перестал смотреть после начала войны на Украине, донецких событий. Такую волну боли и возмущения у меня вызвала эта братоубийственная бойня, когда молния ударила в антенну, поставил точку в моем телеобщении с миром. Я очень эмоциональный человек и всегда чувствую несправедливость, жестокость, неискренность. А поводов в жизни всегда было немало. За реформенные годы наша страна понесла столько потерь, сколько в гражданскую и Великую Отечественную. Не только обокрали наше поколение, еще и будущих обобрали, лишив возможности даже пенсию достойную заработать.
Мой отец всю жизнь проработал скотником, разнорабочим. Мама Ракия тоже трудилась на ферме. Нас было четверо братьев, трое стали военными. У меня было счастливое детство, беззаботное. Мы росли под родительским крылом, знали, что равны перед страной, законом, друг другом и все возможности в жизни зависят только от тебя. Родители нас воспитывали своим примером, честным и открытым отношением к жизни, людям. Никогда не учили хитрить, выбирать легкую дорогу, приучали к прямой открытости. Думаю, что такое воспитание повелось от нашего общего предка. Таймас Шаимов был государственником, миротворцем, всегда бравшим на себя огромную ответственность в трудную для своего народа минуту. Его дипломатическая миссия к киргиз-кайсакам увенчалась успехом во многом благодаря его главному принципу: нужно беречь свой народ, стараясь избегать кровопролития.
Гафур Расулович Сулейманов:
– Наша деревня называется Ялтыр аулы, по такому названию должна быть блестящей, а сейчас ее можно назвать Пыльной.
Кто додумался подсыпать главную улицу глинистым материалом? Если одна машина проезжает, вторая стоит и ждет, чтобы не попасть в пыльную полосу. Нам асфальт не нужен, но люди страдают, хозяйки ругаются. Ни белье не повесить сушить, аллергики и астматики задыхаются от этой пылищи.
Хотя я живу в Челябинске, с родной деревней не расстаюсь. Ухаживаю за отцовским домом, после выхода на пенсию на все лето приезжаю сюда. Смеюсь над собой, получается, что я – зимогор: зимой в городе, летом на родине. Здесь же все любимое и памятное. На месте, где стоит сейчас закрытая несколько лет назад Ялтыровская начальная, была школа, где я учился. Учителя преподавали на башкирском языке. В Кулуевскую школу на занятия ходили пешком. Тогда не предупреждали об отмене занятий, ялтыровские ученики шли на уроки в бураны и сорокаградусный мороз. Работали мы с малых лет, помогали родителям по хозяйству. Сейчас за это ругают, детей забирают, а мы и огороды пололи, в колхозе волокушу возили на сенокосе. Восьмилетними мальчишками шли на конный двор, запрягали и на работу. Мама с утра задание даст по дому, попробуй не выполни! Прутком получишь или за 5 копеек в кино вечером в клуб не пойдешь. Отец был грамотным, окончил два класса Метелевской школы. Читал и писал по-арабски, хорошо знал Коран. Вместе с Яхьей Хамзиным входил в правление колхоза «Юлбаш», в переводе «Большой путь», был председателем Совета, учительствовал. Яхья Хамзин очень известная личность, статья о нем есть в энциклопедии Башкортостана. Он был не только руководителем, но и талантливым человеком: исполнял баиты, мунажаты, сохранил и записал ранее неизвестные народные песни «Кулуй и Фатима», «Ишбирде», «У Миасс-реки».
Гильмитдин Габдельбарыевич Шаимов:
– У нас был очень крепкий колхоз: ферма, большие поля, конный двор, маслобойня, кузница, в которой были два отменных мастера, свиноферма, птичий двор.
Я в армию ушел, все было на месте. Вернулся, а хозяйство укрупнили, все производства перенесли в Яраткулово, которое мы так и зовем по сей день Солам, Соломкино. Вот что меня волнует: нужно уточнить дату основания нашей деревни, называют то один, то другой год. Мой дедушка говорил, что, когда по нашим местам проходили пугачевцы, Ялтырово было на другом месте. Его прадеда Йомагужу – внука тархана Таймаса, по семейному преданию, Пугачев побил плеткой, как сына муллы. Было тогда ему 12 лет. Когда ему было 60, аул сгорел летом, как раз в сенокосную пору, в 1822 г. деревню перенесли сюда. Дед мой был ученым человеком, окончил медресе Расулия в Троицке, был муллой, как и его отец, дяди. Попал под репрессии. В армии меня принимали за казаха, спрашивали, почему не говорю по-казахски? Отвечаю: «Я – башкир, из рода Шаимовых. Мне отвечает казах, что у них полдеревни тоже Шаимовы». Дед мне тогда пояснил, что дети и внуки Таймаса часто уезжали в степь учиться, кто-то оставался там. Вот такая вышла родственная связь.
Абдулла Рахматуллович Набиев:
– Мой отец родился в 1880 году. На его долю выпала первая мировая, австрийский плен, потом революция и гражданская война. А потом и финская досталась. Три войны ему пришлось пройти.
Деревня наша всегда была трудолюбивой, дружной, всегда отличалась тягой к образованию. Было много талантливых людей, хотя старшему поколению ялтыровцев досталось много испытаний. Не поверите, мне тоже пришлось дважды в армию сходить. Когда учился в ЧИМЭСХ, в институте не было военной кафедры, со второго курса призвали в армию. После трех лет службы восстановился, а тут в институте ввели военную кафедру, опять в строй! Работал в Кулуевском совхозе, живу в Кулуево, но связь с родной деревней не теряю. Где родился, там и пригодился. Здесь стоял отцовский дом, построили на этом же месте новый.
Важным для себя считаю, что принимал участие в строительстве ялтыровской мечети. Идея принадлежала Габдулхаю Зиннатовичу Галиуллину. Я тогда работал в «Уралтрубообработке», где директором был Наиль Гирфанов. Габдулхай Зиннатович внес большую сумму в ощий сбор для будущей мечети. Строили всей деревней, очень помогло предприятие: техникой, стройматериалами, специалистами, в документальных согласованиях. Наиль мгновенно откликался на любую просьбу, касающуюся мечети. Дружно построили, назвали в честь Абдулхая Зиннатовича. Он ведь орденоносец, награжден орденами Октябрьской революции, Знак Почета, Трудового Красного знамени. В нашей деревне немало награжденных высшими наградами за трудовые успехи, это и Жаврит Шаимов, и Фарахша Туйгунов. Многие ялтыровцы через годы возвращаются в родные места. Родина не отпускает.
Славному роду нет переводу
Далеким потомком Таймаса Шаимова является Герой Социалистического Труда, почетный металлург Фазыл Закирович Шаимов.
Он родился в Ялтырово, учился в Кулуевской школе. Затем в ремесленном училище №24 города Карабаша. После армии вернулся в конверторное отделение Карабашского горно-металлургического комбината. В 1966 году награжден орденом Ленина, званием Герой Социалистического Труда. Другим выдающимся ялтыровцем является кандидат медицинских наук, офтальмохирург Руслан Булатович Шаимов.
Ялтырово послало на защиту Родины в Великую Отечественную войну 112 своих сыновей. Данные о них бережно собирает и хранит заведующая клубом Асия Гарифовна Шаимова. Земляки планируют поставить в деревне обелиск в память защитников Отечества.
Место встречи неизменно
Ялтыровский клуб вы найдете недалеко от мечети и бывшей начальной школы. Он сегодня – единственное место общественных мероприятий, встреч, площадка для талантов.
Асия Шаимова признается: ялтыровцам повезло, в этом году здание дождалось основательного ремонта благодаря губернаторской программе «Реальные дела». Доставлявшие много переживаний трещины фундамента отремонтированы, полностью переоборудован служебный пожарный выход. На обновленном центральном крыльце вас встречают новенькие двери.
Когда Асия Гарифовна в начале года обратилась за помощью в составлении сметы на замену старых окон к односельчанину Мансуру Еганшину, он просьбу выполнил, документы подготовил. Но высказал сомнение: «Когда же ты, Асия, дождешься евроокон?» Завклубом позвонила ему, когда строители закончили работу: «Вот стою я, Мансур Ялтырович, разговариваю с тобой и смотрю на нашу деревню через новенькие окна. Спасибо тебе за поддержку и профессионализм. Наши документы прошли через конкурс без сучка и задоринки».
Пол в клубе давно рассохся и местами проваливался. Сегодня он еще пахнет свежей краской, отремонтирован очень качественно и аккуратно. Асия Гарифовна и ее помощницы полны надежд и планов, ведь сельский клуб давно стал местом притяжения для всей деревни. В новогоднюю ночь Ялтырово собирается здесь и до самого утра не смолкают песни, танцы, стихи, шутки. День матери, День пожилого человека, День защиты детей, все значимые праздники собирают в этих гостеприимных стенах юных сельчан и их родителей, дедушек, бабушек. «Хочется высказать слова благодарности нашему депутату Марату Камалову, – добавляет Асия, – он помог нам приобрести звуковую аппаратуру. Теперь наши певцы смогут почувствовать себя настоящими профессионалами, а творческие вечера станут ярче с музыкальным сопровождением.
Римма Хибатуллина
Добавить комментарий