На Руси испокон веков был священный обычай отдавать дань уважения воинам-героям, совершившим подвиг и отдавшим свою жизнь во имя священной родины.
Про них слагали былины, в их честь возводили храмы, строили величественные обелиски. На их примере воспитывали подрастающее поколение в духе любви к родине, своему народу. К сожалению, изменились времена под действием западного ветра. В душе многих чиновников прочно осело безразличие к народу, памяти войны и равнодушие к памяти погибших воинов. Южноуральцы мало знают о том, что в 1942 г. 171-я стрелковая дивизия, формировавшаяся в Златоусте и пригородах, в составе которой воевали сыновья каждого города и района Челябинской области, вела тяжелые кровопролитные бои на Северо-Западном фронте в составе 34-й армии в Валдайском районе Новгородской области, у населенных пунктов Сухая, Борок, Злодари, Баяры, Кириловщина. В этом направлении действовала 16-я немецкая армия, на главном направлении – отборная гитлеровская дивизия СС «Мертвая голова».
Неприступная высота
Эту территорию немцы оккупировали в сентябре 1941 г. За восемь месяцев на Валдайских высотах противник создал мощный укрепленный район, построил доты и дзоты. Огневые точки соединялись глубокими траншеями, которые связывали не только взводы, но и батальонные тылы. Впереди минное поле в 75–100 метров, проволочное заграждение в три ряда. Валдайские высоты имели важное стратегическое значение для врага. Отсюда он планировал вести наступление в двух направлениях: на Москву через Ржев и Тихвин через станцию Любница и Бологое – крупнейший железнодорожный узел. Если бы осуществился данный проект, наступил бы полнейший коллапс на Северо-Западном направлении обороны Ленинграда.
Чтобы сорвать планы противника, командование 34-й армии получило приказ: смести противника с Валдайских высот и далее вести наступление на Демьянском направлении. Враг был весьма опытен, солдаты прошли всестороннюю военную подготовку. В школе СС – железная дисциплина. За малейшее нарушение курсантов безжалостно отчисляли, при проявлении трусости с позором изгоняли, в том числе в период боевых действий. Военные специалисты того времени были едины: «Нет в мире той силы, которая могла бы противостоять СС». На Валдайских высотах в смертельной схватке сошлись 171-я дивизия и СС «Мертвая голова». Наши воины поистине проявляли чудеса героизма и бесстрашия. Отборные гитлеровские части не смогли противостоять уральцам. Противник был сметен с высот.
Успех операции достался дорогой ценой. Ни один район, ни один город не обошла горестная весть о гибели сыновей. Шесть раз я побывал в этих местах, какая-то необъяснимая сила тянет меня сюда. Удивительная здесь стоит тишина, словно сама природа охраняет покой павших. Только журчание воды да пение птиц нарушают безмолвие. Такое ощущение, словно тысячи глаз смотрят на тебя и взывают о памяти, а души погибших витают над высотами и не могут найти покой от человеческого равнодушия и преступного беспамятства.
Вспомнить всех
В декабре 2004 г. я обращался к губернатору области по поводу увековечения памяти героической 171-й дивизии. Губернатор Петр Сумин вынес положительное решение от 8.02.2005 г.: установить памятник воинам 171-й стр. дивизии из уральского гранита на центральном захоронении в Сухой Ниве Валдайского района Новгородской области, мраморную плиту – от правительства Челябинской области. Но под разными неблаговидными предлогами чиновничий аппарат решение заблокировал. Вынудили меня поехать в центральный архив Подольска. Нашел около 500 имен южноуральцев, погибших на Валдайских высотах с мая по август 1942 г., о результатах отчитался чиновникам. Потребовали новый эскиз. За него я заплатил 5000 руб., но дело так и не сдвинулось. Невыполнение решения губернатора является грубейшим нарушением и преступным равнодушием к памяти павших воинов, прославивших родину.
Боевой путь 171-й дивизии, начавшийся на Валдайских высотах, пролег до рейхстага. Санитарка 713-го полка 171-й дивизии жительница г. Куса Вера Степановна Лукина вспоминала: «Эсэсовцы были здоровые рослые парни, мышцы, как у спортсменов. А наши ребята – кости, обтянутые кожей». Но сломили, казалось, несокрушимую силу. В ходе кровопролитных боев был освобожден крупный железнодорожный узел и захвачена военная база противника, имеющая стратегическое значение. В честь этой успешной операции родина салютовала победителям, дивизии присвоено звание «Идрицкая», за освобождение Латвии от фашистских захватчиков – «Краснознаменная». При разработке плана по разгрому Восточно-Померанской группировки противника командование 79-го стрелкового корпуса решило главный удар в прорыве обороны противника поручить 171-й. От успешного выполнения приказа зависел успех всей операции, воины дивизии выполнили его. Верховный Главнокомандующий И. Сталин всему личному составу объявил благодарность, многие были награждены орденами и медалями.
Архивы свидетельствуют, что части дивизии на протяжении всех боев за Берлин действовали на главном направлении. К концу апреля 1945 г. немецкую столицу оборонял 300-тысячный гарнизон, в том числе отборные эсэсовские части. На вооружении у гитлеровцев – 3000 орудий и минометов, 250 танков, самолеты. По словам маршала Советского Союза Г. Жукова: «На подступах к городу было создано три рубежа обороны. О кровопролитных и ожесточенных боях за Берлин говорит такой факт: немцам удалось уничтожить и подбить 800 наших танков и самоходных орудий. Потери с обеих сторон – ужасающие. И это при том, что гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сотни советских самолетов шли волнами над полем боя. Наша артиллерия только за первый день операции произвела 1286000 выстрелов, на что потребовалось 2450 вагонов снарядов». Район рейхстага обороняли части СС. В ночь на 28 апреля перед соединением 79-го стрелкового корпуса была поставлена задача: «171-й стрелковой дивизии овладеть мостом Мольтке, форсировать реку Шпрее, наступать в своих границах, овладеть восточной частью рейхстага. 150-я стрелковая дивизия – оборона на р. Шпрее, двумя стрелковыми полками форсировать реку и овладеть западной частью рейхстага».
Доблестно сражались воины 171-й и 150-й при штурме рейхстага. Красное знамя в 14.20 первыми водрузили на колонне главного входа М. Еремин и Г. Савенко – воины первого батальона 380-го стр. полка 171-й стр. дивизии. Знамя 380-го стрелкового полка, с которым шел на штурм батальон 380-го полка, сохранено для истории. Оно находится в Центральном музее вооруженных сил в Москве. На военном параде на Красной площади вновь пронесли Знамя Победы представители двух дивизий: от 171-й – Герой Советского Союза К. Самсонов и его ассистенты М. Егоров и М. Кантария.
Кто поднял флаг над рейхстагом?
К сожалению, подвиги 171-й дивизии преданы забвению. В конце 1945 г. ее расформировали. В 1974 г. вышла в свет книга маршала Г. Жукова «Воспоминания и размышления». Он вновь упоминает здесь о подвиге 171-й. Однако генерал В. Шатилов (комдив 150-й) в своих мемуарах подчеркивает, что первыми в рейхстаг ворвались только воины его дивизии, игнорируя роль 171-й. После выхода второй книги Г. Жукова В. Шатилов высказал маршалу замечания, которые сводились в основном к тому, что главная роль во взятии рейхстага принадлежит 150-й стрелковой. Георгий Константинович ответил: «О том, что 171-я билась за район рейхстага и участвовала в захвате самого здания, описано правильно. При описании боев за рейхстаг я и издательство руководствовались приказом Военного совета 1-го Белорусского фронта, копию которого высылаю. В этом приказе, как видите, стоит 171-я, а затем 150-я».
Интересные факты, касающиеся водружения флага над рейхстагом, приводит Н. Дындыкин в газете «Возрождение Урала»: «Надо помнить, что в боевых порядках батальона К. Самсонова 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии при штурме рейхстага находилась ставшая ныне знаменитой штурмовая группа Михаила Бондаря. Большинство специалистов, изучавших хронику штурма рейхстага, считают, что наш земляк южноуралец Василий Казанцев, входивший в группу Бондаря, установил Красное Знамя на крыше за несколько часов до того, как это сделали легендарные герои Егоров и Кантария. Но, к сожалению, из-за цензуры Константин Самсонов в своих мемуарах вынужден был умолчать о группе Михаила Бондаря. Справедливость восстановлена только десятилетия спустя».
Неудобная правда?
С послевоенного времени и до 1990-х в Ленинграде и Кургане действовали советы ветеранов 171-й. Как сына погибшего воина и занимающегося историей боевого пути дивизии, ветераны Зауральского совета ввели меня в свой состав. Общаясь с ними, я много узнал о боевом пути формирования, что 2 мая 1945 г. в рейхстаге проходило собрание с командованием 79-го стрелкового корпуса. Был задан вопрос: «Почему всю славу отдали 150-й дивизии? Мы первые водрузили Красное Знамя на колонне рейхстага». Ответ краток: «Так было надо». На встречах фронтовиков эта тема звучала постоянно. Как говорили ветераны, не поддается пониманию последний шаг к стиранию не только подвигов дивизии, но и самого ее названия. В конце 1945 г. она переименована в 16-ю механизированную Идрицко-Берлинскую, в 1947 г. ее расформировали.
24 февраля 1942 г. в Златоусте дивизии вручали знамя, в том числе 380-му, 713-му, 525-му полкам. Воины с честью пронесли его через сотни атак, кровавых боев, теряя тысячи друзей. Даже при полном уничтожении личного состава, если знамя воинской части сохранено, ее формируют заново. Так было, так есть, иного нет.
Ветераны не получили вразумительного ответа. К сожалению, они уже ушли из жизни и горечь обиды унесли с собой. Мы, потомки легендарной Краснознаменной Идрицко-Берлинской 171-й стрелковой дивизии ордена Кутузова, находимся в вечном долгу перед памятью павших воинов, прославивших родину, малую родину – Челябинскую область. Наш священный долг – установить в городах и районах области, откуда призывались солдаты, памятники-обелиски. Пример подает Златоуст. Тему водружения священного флага легендарной 171-й стрелковой дивизии взял в свои руки Герой России Сергей Зяблов. Идею сооружения мемориала на златоустовской земле поддержало руководство области, администрация г. Златоуста, совет ветеранов. В рамках проекта партии «Единая Россия», названного «171-я дивизия», разработан план создания Аллеи славы в городском парке, где установят памятник воинам 171-й. Хотелось бы, чтобы руководство г. Кыштыма, Карабаша, Каслей, Уфалея, Аргаяшского района поддержало начинание златоустовцев. Нам необходимо на основе героического подвига южноуральцев проводить большую воспитательную работу с молодежью. Как член Зауральского совета ветеранов войны, сын погибшего воина, готов встречаться с молодежью и ветеранами.
Н. Власов,
член совета Зауральской группы ветеранов 171-й
Краснознаменной ордена Кутузова Идрицко-
Берлинской стрелковой дивизии, с. Аргаяш.
Добавить комментарий