Хранили на фронте молитвы родных

Нурмухамед Каримович Гилязов родился в 1926 г в д. Б. Усманово.

Призван на фронт 6.11.1943 г. Служил радистом-пулеметчиком в танковой части. Прошел дорогами войны до Берлина, трижды горел в танке, но его хранили молитвы родных, уберегли от тяжелых ран. Награжден орденом Славы, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы». Четырежды  отмечен благодарностями Верховного Главнокомандующего маршала И. Сталина. Старшина Н. Гилязов вернулся на родину только в ноябре 1947 г. Судьба отмерила воину и труженику родной земли короткую жизнь, он умер августе 1988 г., в 62 года, вернувшись в строй Бессмертного полка.

Хранили на фронте молитвы родных Хранили на фронте молитвы родных

Судьба моего прадеда

Его звали Кирам Шайхисламов, родился в 1909 г. в д. Ишалино в зажиточной семье, ее позже раскулачили. Окончил 6 классов Метелевской школы, продолжил обучение в медресе при мечети, освоил арабскую письменность, очень хорошо читал на арабском.

Работал Кирам Шаихович в колхозе. По рассказам родственников и его детей, был добрым, трудолюбивым и справедливым человеком, всегда старался помочь слабому. Еще хочется сказать, что у него был талант сочинять песни. Некоторые из них, такие, как «Урал», «Кум-куль», «Кушай» и другие, вошли в сборник «Творчество коренного населения Аргаяшского района» (автор – ученый, профессор, наш земляк Дамир Валеев). У моего прадедушки были «золотые руки». Он клал печи, строил дома, в одном из них до сих пор живут его потомки.

На фронте оказался с первых дней войны, ему было 32 года. Он был смелым и отважным, участвовал во многих сражениях. Из записей в военном билете я узнала следующие факты: в феврале 1942 г. зачислен стрелком и минометчиком в 310-й строевой полк; в феврале 1943 г. – наводчик в 1343-м сп; в августе 1943 г. – старший сержант в 54-м гвардейском кавалерийском полку. Участвовал в боях под Москвой, на Орловско-Курской дуге, в Белоруссии, Восточной Пруссии, освобождал Польшу, принимал участие в Берлинской операции.

Хранили на фронте молитвы родных

Несколько раз был ранен. Фашистская пуля оторвала ему палец на правой руке, также получил ранение в ногу. После лечения снова на фронт. Остались его бесценные награды: ордена – Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейные. Он заслужил 21 благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина и маршала Георгия Жукова.

Я горжусь прадедушкой, потому что он был смелым, отважным, решительным и защищал нашу Родину от фашистов, прошел всю Великую Отечественную и вернулся живым.

Вилена Шайхисламова, Краснооктябрьская СОШ.

 

Правая рука солдата

В маленькой деревушке Халитово в семье Гайнур и Садрыя Зариповых 23 декабря 1926 г. родилась дочь Кашифа – наша прабабушка.

В 1935 г. девочка пошла в школу, в 1-2-м классе училась в родной деревне, в 3-4-й пришлось на уроки ходить в соседнюю Чишму. Бабушка хорошо помнит, как 13 марта 1943 г. ее принимала в комсомол Зоя Дмитриевна Мухамедьярова. Комсомольцы вместе со всеми трудились для фронта: участвовали в посевной, уборочной в колхозе «Аргужа», вязали веники.

В 1945 г. вышла замуж за односельчанина Нусурата Юнусова, на год старше ее. С войны он вернулся в 1944 г., весь израненный. Осколок снаряда попал в правое плечо, правая рука не действовала. Долго лечился в госпитале. Когда врачи решали вопрос об инвалидности, просил об одном: дайте рабочую группу, у меня большие планы на будущее. Была у него идея организовать семейный подряд. Для этого прадед поступил в училище, начал работать заготовителем. Жена воспитывала детей, помогала мужу во всем. Была правой рукой солдата, помощницей, другом и опорой.

Хранили на фронте молитвы родных

К сожалению, прожили они вместе всего 24 года. В 1970 г. прадед умер, в 45 лет. Семеро детей остались без отца. Поднимала их бабушка Кашифа в одиночку. Держала скотину, сажала огород, 33 года в ее хозяйстве была лошадь, с которой она справлялась не хуже мужчин. Обязательно каждое лето семья усаживалась на подводу и выезжала на озеро на отдых. Семейные традиции бабушка передала детям, те – внукам, которых она помогала растить. Летом вся семья собиралась под ее крылом.

Нашу бабушку уважали и любили в деревне, гордимся ею и мы. Бабушки Кашифы не стало 15 августа 2018 г. Мы помним и любим ее. Она любила собирать нас в свой день рождения, и это для детей, внуков и правнуков памятная дата. А еще 9 мая ходила на могилу дедушки. Мы тоже стараемся собираться в родном доме, чтобы вспомнить всех, кто подарил нам мирную жизнь.

Вилена Батыршина, Рина Низамова, Яраткуловская СОШ.

 

 

Воспоминания военных лет

Гатият Миндиярович Мухамедьяров, 1925 г.р. (д. Халитово):

– В семье нас было 5 человек, жили без отца. Когда началась война, мне было 16 лет. Всех мужчин забрали на войну.

Я с ровесниками работал в колхозе, который тогда назывался «Аргужа». Работали от темна до темна. Пахали и сеяли на лошадях, иногда даже запрягали корову, чтобы боронить. Тракторов не было, только один-единственный колесный трактор «ХТЗ». Работали за трудодни. У нас была корова, каждый год мы сдавали государству молоко и мясо по 40 кг. Самим ничего не оставалось. Ходили голодные, на ногах – сарыки и щуня (галоши). Одно пальто, зашитое-перешитое, на всю семью. Ели гнилую картошку (чуман), щавель, дикий лук, после чего губы опухали и болели. Работающим выдавали по 200 граммов овсюка, его жарили или мололи на жернове и стряпали лепешки. Иногда даже ели шкуру коровы или барана. Ее резали на кусочки и палили над огнем. Так жили до 1943 года. В 18 лет я уже трудился бригадиром, хотя был молод, но с работой справлялся хорошо. Работа была тяжелой, не хватало рабочих рук. Кормили раз в день, люди голодали. В 1944 г. меня забрали на фронт.

Файзуна Галяловна Зинурова (д. Яраткулово):

– За трудодни в колхозе мы получали муку, зерно. Трудодни делились и на детей, они тоже считались членами колхоза. Колхозникам разрешалось иметь приусадебный участок, содержать корову, овец. Еды не хватало. Я со своей сестрой и братом работала в колхозе. Когда нечего было есть, собирали картофель, оставшийся после уборки на полях. Из него делали лепешки, добавляя лебеду. Его запрещали собирать. Охранники ловили нарушителей и били кнутом, хотя картошка все равно оставалась гнить.

Сания Каримова (д. Уразбаево):

– С 4-5 час. утра люди уходили на работу. На поле ходили пешком около 10 км в сторону д. Куянбаево. Осенью вручную убирали урожай, иногда оставались на ночь на полях. Жили в землянках. Кормили баландой из ржи, овса раз в день. Пахали плугом, тягловая сила – быки. В колхозе было всего 18 коров и 80 овец. У кого была корова, каждый год отдавал теленка колхозу, сдавал 500 л молока и 100 яиц. Люди работали за трудодни и не получали ни копейки. Если брали хоть горсть зерна или несколько картошек, сажали в тюрьму. Некоторых из нашей деревни забрали в трудовую армию, они строили заводы и производили все для фронта. Зимой людей отправляли на лесоповал под Ашу, где вручную пилили деревья. Теплой одежды нет, часто отмораживали руки и ноги, некоторые умирали. Жили в землянках. Условия труда – каторжные, одежды и еды – нет. Не только на войне, но и в тылу умерло много людей.

Записала Диана Юнусова, Яраткуловская СОШ.

 


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *