Эта строка стихотворения Шайхзады Бабича удивительным образом стала путеводной для актера Ильгиза Тагирова, сыгравшего роль поэта почти через сто лет после его гибели.
Он бежал по кромке озера и отовсюду слышалось: «Ильгиз, привет! С приездом! Когда на гитаре придешь поиграть?» Для земляков из Норкино он по-прежнему парень с соседней улицы, родной и близкий человек. А между тем это одно из ярких кинематографических открытий Башкортостана в прошлом году, актер Национального молодежного театра им. Мустая Карима. Тот, кто хотя бы однажды увидел его открытую обезоруживающую улыбку и искренние лучистые глаза, не может не попасть под их обаяние. Разве мог из него получиться военный, как мечтал отец? Тайфур Тагиров всю жизнь работал механизатором в колхозе «Урняк», продолжая крестьянскую династию. Мама Разия Абдрафиковна трудится в детской районной больнице. Год назад отца не стало. Теперь Ильгиз – главный мужчина в семье.
В Норкинскую начальную школу он пошел в первый класс, а потом, с пятого, учился в Бажикаево. Школьников возил автобус, когда успеть на него не получалось, возвращались пешком по берегу озера или через Аргаяш. Зимой сокращали путь по льду, получалось быстрее и веселее. Эти счастливые мгновения беззаботного детства не раз согревали душу в далекой Уфе. Мир был ясен, прост, наполнен любовью родителей и мечтами.
Мамина гитара
О чем может мечтать юный восьмиклассник? Конечно, о самоутверждении и покорении девичьих сердец. А какое самое верное средство для этого? Правильно, гитара. Вслед за другом Альфредом в музыкальную школу пришли почти все норкинские юноши. Выучив за три месяца основные аккорды, они стали звездами деревенских вечеринок. В новом учебном году педагог музыкальной школы Людмила Николаевна Тряпицына увидела за партой только одного ученика – Ильгиза. Уроки в школе, занятия в «музыкалке», а еще нужно помочь родителям по хозяйству. Возвращаясь пешком холодными зимними вечерами по пустынной дороге, он не раз жалел себя: «И зачем мне все это нужно? Да еще терпеть насмешки малышни. На занятиях сольфеджио возвышаюсь над всеми: они в обычной школе первоклашки, а здесь я первоклассник». Но не мог подвести маму. Это ведь именно она поверила, что гитара для сына не просто увлечение, выкроила, сэкономила и купила ему настоящий инструмент.
Знал бы Ильгиз, что ему не раз придется попадать в такую ситуацию. Захотел учиться современному танцу, в Бажикаевской школе открылся такой кружок, а на занятия записались одни девчонки.
– Я один на заднем плане пытался повторять движения, а местные пацаны, наблюдая за мной, просто угорали! Занятия были после уроков, возвращаться домой приходилось поздно и пешком, – вспоминает Ильгиз, – не выдержал. Бросил. Но к танцевальному искусству, пластике тянуло. Уже в Уфе уговорил однокурсника, записался на занятия. И вновь пришлось бросить. Непросто было сельскому парню войти в городскую жизнь в те жесткие времена, когда бал на окраинных улицах вечернего города правила шпана.
Подсказал «Восход»
После 9-го класса одноклассники подались учиться в Аргаяшское профтехучилище. Сын тракториста и внук тракториста с техникой не дружил. Он сел за руль автомобиля уже в 26 лет после того, как его мама выучилась и стала водить машину! Как часто бывает, решение подсказал случай. В газете «Восход» вышло объявление о наборе в Учалинский музыкальный колледж. В итоге они поехали поступать в Уфу, в педагогический колледж с музыкальным отделением. Экзамены Ильгиз завалил, начинать пришлось с рабфака. Было трудно, одиноко, грели душу воспоминания о родных и желание заниматься музыкой. Окончив рабфак с отличием, Ильгиз автоматически был зачислен на первый курс.
Для пятнадцатилетнего деревенского паренька оказаться в одной аудитории с взрослыми, в том числе прошедшими не просто армейскую службу, а повоевавшими в Чечне, было непростым испытанием. Он никому не рассказывал, старался не волновать маму, но взамен получил такое глубокое знание о времени, поколении, эпохе, которое оказалось важным и необходимым для его настоящего призвания. Актерского.
С первого курса Ильгиз старался использовать все возможности для развития, которые предложила щедрая Уфа. Записался в коллектив народного танца «Дуслык» и вскоре стал солистом. Получил лестное предложение перейти в хореографическое училище, то самое, что дало миру Рудольфа Нуриева. Но, посоветовавшись с мамой, решил: колледж даст прочную профессиональную базу, поможет развиться всесторонне, а это всегда более широкие возможности для самореализации. Не ошибся. Тем более что вскоре увидел ее. Строгая красавица Альфия, придя в ансамбль, долго не принимала его ухаживания. Не знала она, каких настырных парней куют в Аргаяшском районе.
Слушать подсказки жизни
Театральный факультет академии искусств ему посоветовали педагоги. На одно место более десятка кандидатов. Все экзаменационные туры Ильгиз прошел без проблем, хотя впервые попал на настоящий спектакль Молодежного театра на третьем курсе колледжа. Был потрясен, впечатление носил в себе долго, боясь расплескать. Не зря говорят, нужно слушать подсказки судьбы. Со студенческим спектаклем «ДАртаньян и три мушкетера» и ролью Атоса он пришел в основную труппу Молодежного театра. Театральная мама, заслуженная артистка Республики Башкортостан Тансулпан Бабичева дала ему счастливую путевку в новую жизнь.
Именно она и предложила ему роль поэта Бабича в новом кинематографическом проекте. Видела, как начал угасать огонек радости в глазах Ильгиза во время вынужденных театральных простоев. Фильм снимался на государственный грант. Увидев на фотопробах повторение известной фотографии Бабича с мандолиной, режиссер Булат Юсупов сказал: «В точку!». Такая роль – мечта для любого актера.
– Это удивительная личность! За свои 24 года Бабич успел много сделать, реализовав себя не только как поэт, журналист, но и как мыслитель, – делится Ильгиз. – Он знал, ради чего живет, его цель была великой – счастье и независимость своего народа. Он был высокообразованным человеком, проводником революционных идей, пророком. Меня потрясло, что в эпоху, когда мир раскололся на непримиримых врагов, он никогда не опускался до ненависти, всегда стараясь понять другую душу. Меня очень поддерживало в работе над ролью то, что мы внутренне похожи. Он любил музыку и был замечательным музыкантом. Написал «Театральные правила», в которых сформулировал принципы, как актеру работать над ролью.
Знаки судьбы, нити судьбы. Изучая биографию, историю революционного времени, Ильгиз наткнулся на поразивший факт: на вечере памяти Шайхзады Бабича его стихи и очерки талантливо читал некто Тагиров. Начал разыскивать дополнительную информацию о Нуриагзаме Тагирове, выходце из д. Левашево Аргаяшского района, ставшем членом Башкирского правительства и создателем газеты «Башкорт». Выстраивая ветви родового шежере, Ильгиз узнал, что приходится ему родственником.
– Теперь я верю, что человека ведут по жизни нити судьбы, от них невозможно отвернуться, тогда потеряешь смысл, ради чего пришел на этот свет, – признался он.
У Ильгиза после оглушительного успеха фильма не случилось звездной болезни. Он полон планов, открыт миру и очень дорожит любовью родных, близких и земляков.
Автор Римма Хибатуллина.
Фото Данила Рахимова.
Добавить комментарий