Спасибо богу и нашей бабушке. 75 лет, как окончилась Великая Отечественная. Тех, кто может рассказать о тех тяжелых годах, остается все меньше. Я хочу вспомнить о семьях родителей.
Мужчины воевали, а женщины выживали, особенно тяжело было оставшимся с маленькими детьми. Алексея Денисовича Плаксина – мастера «золотые руки», мобилизовали в трудармию; его старший сын Григорий Алексеевич дошел до Берлина, сфотографировался у рейхстага; Иван Алексеевич ранен в первые месяцы войны. Младшие сыновья – Василий (мой отец, 1928 г.р.) и Михаил (1930 г.р.) – оставили школу и стали работать трактористом и прицепщиком. У Миши ноги не доставали до пола кабины, подставляли стульчик. Каково было матери Анне Дмитриевне, когда в 1942 г. медсестра привезла из госпиталя Ивана Алексеевича? Какой был красавец до войны! Он женился на Наталье Васильевне, в 1943 г. у них родилась первая дочь Надежда.
А теперь о семье моей матери. У бабушки Елены Ивановны была сводная семья. Потеряв своих половинок, бабушка и дедушка поженились. Жили дружно, детей не делили на своих и чужих. Когда вырос, сын Александр взял фамилию и отчество отчима Федора Даниловича Трускова. Александр Федорович воевал на Дальневосточном фронте, Федор Данилович пропал без вести под Харьковом. Двух его дочерей – Анну и Зинаиду – бабушка вырастила почти с пеленок. До конца жизни они не могли поверить, что она им не родная. В 1927 г. и 1929 г. родились Лидия и Галина (моя мама), в 1937-м – Владимир. Много бы они рассказали о той поре: как работали за мужиков, пахали огород на быке, весной собирали мерзлую картошку и пекли лепешки, в лесу – дикий лук, чеснок, крапиву, лебеду, саранки, борщевку, медуницу. Как сдавали продуктовый налог: молоко, яйца, шерсть с каждого двора. Если не хватало до нормы – занимали или обменивались с соседями. Как выжили? Спасибо богу и нашей бабушке Елене Ивановне. Она всю жизнь ждала дедушку: вдруг вернется – может, в плену или госпитале? Так и не дождалась.
Вечная память и слава погибшим героям. Вечная слава и почет участникам войны и всем жившим в то тяжелое время.
Нина Плаксина.
Нажмитдин Шайхович Камаев
Родился в д. Булатово в 1918 г. Работал в колхозе счетоводом, а эту должность доверяли только грамотным людям. Призвали на срочную службу, ждал возвращения домой, но тут началась война.
Танкист Нажмитдин Камаев пропал без вести. К сожалению, в архивах не сохранилось о нем никаких данных, он остался только в сердце матери Ямили Кинжагуловны Камаевой. Она до самой смерти надеялась, что когда-нибудь сын вернется домой. Постучит птица в окно, мать встрепенется: «Это Нажмитдин едет!» Фотографию сына она хранила до последнего часа.
И воздух сотрясался от грохота орудий
Хорошо знают в нашей деревне ветерана Великой Отечественной войны Хатима Шафикова.
Он родился в д. Сирюси Алишевского сельсовета. В первые дни войны призван в армию, служил в военно-воздушных войсках. Награжден двумя орденами Красной звезды, Отечественной войны II степени, многочисленными медалями.
Хатим Харисович вспоминал о тяжелых боях под Будапештом. Местом жесточайших боев стало с. Замоль. Фашисты пустили в атаку два полка мотопехоты, танки. Воздух сотрясался от тяжелого грохота орудий, треска пулеметов и автоматов. Пьяные эсэсовцы с дикими воплями рвались вперед. Командир подразделения Сергей Ермолаев со связкой гранат бросился под немецкий танк и подорвал его, ценой собственной жизни остановив атаку врага.
На дорогах и полях под с. Замоль было полно подбитых, сгоревших танков, бронетранспортеров, самоходных установок, трупов гитлеровских солдат и офицеров. В этих боях смертью храбрых пало немало советских солдат и офицеров.
А дома солдата не ждали
Хочу рассказать про своего дедушку Гаяса Сафиновича Каримова – участника Великой Отечественной войны, его жизни, боевых подвигах.
Он родился в маленькой деревушке Суфино в 1925 году. В 13 лет остался за старшего, так как в 1937 году отца раскулачили как врага народа. Кроме него, в семье было еще трое детей, самой младшей – четыре года.
В 1943 г. Гаяс ушел на фронт. Служил сапером-минером в 188-м отдельном саперном батальоне 5-го танкового корпуса на Белорусском фронте под командованием генерала Рокоссовского, всегда находился на передовой. При отступлении немцы минировали поля, ему приходилось прокладывать путь для наступления наших войск.
За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе от 30.07.1944 г. говорится: «Рядовой Каримов – участник многих боев с немецкими оккупантами. 26 июля 1944 г. при отражении атаки противника в районе ст. Ликсна-Жвирница т. Каримов первым бросился вперед. Убил из личного оружия пулеметчика и, завладев трофейным пулеметом, уничтожил еще пять солдат. За смелость и решительность в бою т. Каримов достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».
В этом бою Гаяса Сафиновича ранило в спину, лечился в госпитале г. Свердловска. После выздоровления – снова на фронт. Военный эшелон проходил через станцию Аргаяш. Тогда в считанные часы он успел навестить отчий дом, увидеться с родными, мамой. Близкие проводили его до станции. Прабабушка плакала, что больше не увидит сына. Так и случилось: она заболела и умерла. Помните, как в фильме «Баллада о солдате» мать на минуту встретилась с сыном?
Солдат Гаяс Каримов прошел всю Европу. Оставалось чуть-чуть до Берлина, когда дошла весть о капитуляции немцев. Он вспоминал: «Поздно вечером мы лежали в окопе, как вдруг небо озарилось ракетными залпами. Мы думали: очередной артобстрел, оказалось, победа».
До 1948 г. еще длилась для него война: освобождал Украину, Польшу, Латвию от бандеровцев. За боевые заслуги перед Родиной награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, многими медалями.
Вернулся домой в 1948 г., но его никто не ждал. Ему дали 24 часа на сборы и выселили из родной деревни, как сына врага народа. Скитался с сестренкой в чужом краю, зарабатывая на пропитание заготовкой сена, дров, их продажей. С помощью дальнего родственника из д. Мавлютово, который в то время работал председателем Аргазинского совхоза, смог покинуть место высылки. После войны не хватало квалифицированных специалистов, а мой дед был мастером на все руки. Трудился в районном механизированном отряде в с. Байрамгулово на мелиорации земель. Когда работал на осушении болот у колхоза «Урняк», его узнал председатель Бикметов, уговорил вернуться домой и тут же отправил за семьей повозку. Так Гаяс Каримов вернулся в родную деревню Суфино, где и проработал всю жизнь. Всегда числился в передовиках.
За многолетний добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда». Гаяс Сафинович был отличным семьянином, привил детям любовь к труду, всем дал образование. Мы помним своего деда и гордимся им. Светлая ему память.
Марина Сафарова, студентка МГТУ им. Носова.
Остался в памяти
Мой отец Баймухамет Динмухаметович Динмухаметов родился в 1924 г. в д. Акбашево.
Тяжелым было детство, голодным. Вместе со старшим братом Денисламом мальчишки рано приучились к крестьянскому труду, но не забывали и об играх.
Отец запомнил много хорошего из детской поры. Рос добрым, трудолюбивым, умным парнишкой, очень хотел учиться. Ему не исполнилось 18 лет, когда в сентябре 1942 г. призвали на фронт. Еще раньше ушел на войну Денислам, попал в кавалерию. Он пропал без вести в 1944 г. К сожалению, в архивах нам не удалось найти о нем никаких данных.
Отец воевал пулеметчиком в 770-м стрелковом полку. Боевой путь полка начался в тяжелых боях под г. Рославль в октябре 1941 г. Есть только часть полкового архива – за период с октября 1941 г. по март 1945 г. документы либо не сохранились, либо не внесены в архивный фонд сайта «Мемориал». Знаю по рассказам отца, что после боев за г. Вроцлав в Польше с марта по апрель 1945 г. полк спешно перебросили на восток. До 9 июля они стояли в г. Краснокаменске, почти на самой границе с Монголией. Затем началось наступление против Квантунской армии. Удар был стремительным: за десять дней, 7–17 августа, советские части, сломав сопротивление японской армии, дошли до Внутренней Монголии. Отец награжден медалями «За отвагу», «За победу над Японией», «За боевые заслуги».
Но война для него еще не закончилась. Только в марте 1947 г. он в звании ефрейтора вернулся в родную деревню. Работал, женился на местной красавице Марфуге, родились дети. Отец любил, когда вокруг шумела, играла, веселилась детвора. Он был хорошим рассказчиком, любое дело спорилось в его руках. С мамой, не задумываясь ни на миг, приняли в семью неродных детей и никогда не делили нас, любили одинаково.
Жаль, что папа рано ушел из жизни, всего в 54 года. Но он навсегда в нашей памяти.
Камиля Кутлубаева.
Война его не отпускала
Мой отец Хайрулла Хамидуллович Хасанов родился в год образования СССР, а умер всего за шесть дней до того, как страна, которую он защищал, отметила 70-летие Великой Победы.
Снайпер-пулеметчик, пережив все ужасы войны, остался жив и вернулся домой.
Он уроженец д. Мамбетово, которая располагалась на берегу живописного озера Кумкуль, богатого рыбой и дичью. Старший из пяти детей, а потому первый помощник родителей и в доме, и по хозяйству, нянька для младших. Скоропостижно и очень рано из жизни ушла мама, отец подрядился пасти скот в п. Кременкуль, чтобы прокормить семью. Жили трудно, голодно, но дружно.
В феврале 1941 г. отца призвали на службу. Попал в г. Шадринск, позже по приказу наркомата обороны переведен в Чебаркуль, где получил военно-учетную специальность «пулеметчик-снайпер». С первого дня войны и до самой победы на передовой. Как-то «районка» писала: «…один красноармеец Хасанов наводил на фашистов ужаса и страха больше, чем батарея «катюш» или взвод тяжелых танков». Все 1418 дней и ночей папа прошел с 36-килограммовым «максимом» – верным другом и товарищем, который не раз спасал ему жизнь.
«Раза два находился на волосок от смерти. Немец-то страшно бил. Особенно тяжело было, когда обороняли Севастополь – фельдмаршал Паулюс рвался на Кавказ: взять Баку, отрезать нашу страну от нефти. Вот тогда война была самой жестокой», – вспоминал отец.
Сражался он и у знаменитого «дома Павлова», за что удостоен первой боевой награды – ордена Красной Звезды. А через несколько месяцев форсировал Днепр. Огнем пулемета навсегда кладет в прибрежный песок несколько десятков гитлеровцев. Даже тяжело раненный, не покидает поля боя. За этот подвиг Родина наградила его орденом Славы III степени. Получил несколько ранений: летом 1943-го – в правую сторону груди, зимой 1944-го – в шею, через пару месяцев – в бедро. Но Хайрулла Хамидуллович не оставался в долгу: каждый бой стоил жизни не одному фашисту. За проявленные мужество и отвагу в боях за освобождение Польши и Чехословакии удостоен еще двух наград – орденов Славы и Отечественной войны II степени.
Домой вернулся лишь в октябре 1945-го, уже после капитуляции союзника фашистской Германии – милитаристской Японии. Пять орденов и 13 боевых медалей, а на теле – одни шрамы…
Пережитое во время войны и в мирное время долго не отпускало, лишая нормального сна. Как-то брат Рамазан рассказал: «Отец проснулся среди ночи, вскочил и кричит, а потом опять пошел в атаку». И это случалось не раз – так крепко засели в его памяти четыре года ужаса и смерти…
Отец и в мирное время не жил, как другие, а сражался: за своевременный сев, вовремя убранный хлеб… Начав трудовую деятельность рядовым механизатором и комбайнером колхоза «Салават-батыр», через несколько лет стал заместителем председателя правления, а вскоре – управляющим Ишалинским отделением. В 1957 г. в составе областной делегации тружеников села ездил на ВДНХ, где ему вручили Золотую медаль, как многократному победителю соцсоревнования среди хлеборобов страны.
В 1980-м по инвалидности, а вскоре и по возрасту, ушел на заслуженный отдых.
Вернувшемуся с фронта молодому мужчине сватали сразу трех девушек. Хайрулла выбрал Гайниямал. Папа и мама жили очень дружно. Ссорились ли они когда-нибудь? Мы не знали. Понимали друг друга не с полуслова, а с полувзгляда, делили радости и печали на двоих, этому же научили нас, пятерых детей, а потом 15 внуков и 21 правнука.
Мамы не стало в 2010-м. Отец, конечно, старался крепиться. Но было видно – эта смерть подкосила его хуже вражеской пули. Он прожил еще пять лет и покинул нас в начале мая 2015 г.
Но он и сегодня с нами: по-прежнему ласковый и добрый, когда нужно, строгий и требовательный. Таким и останется в памяти…
Сын Миндияр Хасанов.
Каким был мой прадед?
У моей бабушки хранятся две фотографии. На одной – добродушный старик, лицо которого изборождено глубокими морщинами, сделана она в честь 50-летия пребывания прадеда в рядах КПСС.
На другой – молодой мужчина в военной форме. Густые непокорные волосы под «бобрик». Это также мой прадед Сагадат Хусаинов, старший лейтенант, командир танка в 1943 году после Сталинградской битвы. К сожалению, я его не застала. Родилась в 1991 г., а он умер в 1987 г.
– Каким был мой прадед? –спрашиваю маму и бабушку.
И неожиданный ответ:
– А таким, что не ел шоколад, – отвечает бабушка.
– Да?! А почему? Вот я очень люблю шоколад: батончики, шоколадное мороженое.
– На войне экипажу его танка пришлось трое суток провести в болоте, – рассказывает бабушка. – Из сухого пайка остался только шоколад, который запивали вонючей болотной водой. Так и наелся на всю оставшуюся жизнь.
Я расспрашивала маму, тетю о прадеде. Они помнят Сагадата Хусаиновича всегда бодрым, неунывающим. Он знал много разных историй, работал учителем истории. Только вот о себе рассказывал мало. И мне сейчас очень жаль, что я почти ничего не знаю о своем прадеде, кроме того, что он не ел шоколад.
Элина Бадретдинова, с. Кузнецкое.
Рвался на передовую
Галей Мавлютович Мавлютов родился в 1916 г. в д. Куйсарино в бедной крестьянской семье. Рано остался без родителей: мать умерла в 1921 г., через три года – отец. Мальчик воспитывался в семье дяди Шигапа Насретдинова.
Окончив в 1932 г. начальную школу, работал учетчиком в полеводческой бригаде, разнорабочим, заведующим фермой в колхозе «Чишма». В августе 1937 г. призвали в армию. Служил в 6226-й войсковой части близ г. Малин на Украине. Дважды его полк перебрасывали в места боевых действий: вначале на оз. Хасан, затем в Финляндию. Но повоевать не пришлось, как раз начинался этап мирных переговоров. Выйдя в запас, вернулся домой. В феврале 1941 г. направили в г. Шадринск на курсы повышения квалификации колхозных работников, 1 июня курсант Мавлютов успешно сдал экзамены.
В июле 1941 г. Галея Мавлютовича мобилизовали. Военный эшелон следовал на Дальний Восток, в Даурию. В сохранившейся красноармейской книжке расписано все имущество солдата: от поясного ремня, сумки для патронов, котелка и фляги до ружья. Автомат «ППШ-380» занесен в список уже в 1944 г. Его, а также противогаз, он сдаст, как и положено, уже после победы. А пока до нее нужно дожить. Учебные сборы прошли в 390-м артполку, осваивал профессию связиста. После учебы Мавлютов назначен командиром отделения связи. Просил отправить его на фронт, в феврале 1943 г. приказ был подписан.
Волховский, Брянский, Воронежский, Украинский фронт… В июне 1943 г. старший сержант Галей Мавлютов в составе 242-го минометного полка 22-й минометной дивизии 17-го артдивизиона прорыва 13-й армии вступил в бой под Калугой. Это были тяжелые кровопролитные сражения на Орловско-Курском направлении. Связисты на передовой, от их профессионализма, смелости зависит жизнь сотен людей. Под беспрерывным минометным огнем противника линии связи постоянно повреждаются, устранять их приходилось с огромным риском для жизни. В такой ситуации главное – не паниковать, действовать быстро и четко. Девять повреждений пришлось восстановить Галею Мавлютову в боях за Гута-Полянск, чтобы командование смогло управлять огневой атакой. На всю жизнь запомнил он д. Раковичи, где вновь с риском для жизни восстанавливал оборванную взрывом снаряда линию. Два пулемета, пушка и три десятка офицеров и солдат противника были уничтожены, когда Галей Мавлютов дал возможность командиру отдавать приказы. В 1943 г. его отметили знаком «Отличный связист», в 1944 г. награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями, 9 мая 1945 г. подписан наградной лист к медалям «За победу над Германией» и «За освобождение Праги».
Можно сказать, судьба хранила солдата от тяжелых ранений и смерти. Он получил сквозное ранение кисти, контужен при артналете под Карпатами. Вернулся домой и сразу же окунулся в крестьянскую работу, по которой соскучился за военные годы. Земляки доверили ему возглавлять правление колхоза «Чишма», позже – местную партогранизацию, заведовал МТФ на Куйсаринском отделении, работал продавцом Кулуевского ТРП.
Гульзифа ХАФИЗОВА, дочь.
Дети войны
Рахимьяну (Рахиму) Мубаракшину было 29 лет, когда он в самом начале войны ушел на фронт.
Дома осталась молодая жена с двумя детьми. Вскоре Рахимьяна Фасаловича ранило в руку, лечился в госпитале. Летом 1942 г. вернулся домой. Златоустовским военкоматом направлен на станцию Атбасар Карагандинской железной дороги, работал милиционером в железнодорожной милиции. Но не переставал тренировать раненую руку, чтобы вновь взять оружие и защищать свой дом, детей, землю. И добился, что его отправили на фронт повторно. 13 января 1944 г., когда младшей дочери Фиане было всего шесть месяцев, он снова ушел воевать.
– Кормилицей семьи была мама, которой в то время было 27 лет. Она брала в долг у более обеспеченных соседей муку, пекла хлеб и продавала тайком. Из вырученных денег возвращала долг, нам оставалось всего несколько булок хлеба. Мы с мамой (мне – семь лет, брату – пять) ходили на станцию, разгружали уголь из товарных вагонов. Летом собирали траву, сушняк, заготавливали на зиму топливо, на поле – оставшиеся колоски, картофель, горох. Нас согревали материнское тепло и забота, – рассказывала бабушка.
В начале 1947 г. прабабушка получила извещение о том, что ее муж Р. Мубаракшин пропал без вести. Мы долго ничего не знали о судьбе прадеда. Помог Интернет. Вот найденный нами наградной лист: «Т. Мубаракшин в бою за высоту 228.4 командовал группой разграждения. В ночь перед боем со своей группой форсировал водный рубеж, подойдя к проволочным заграждениям под ружейно-пулеметным огнем противника, прорезал в первом ряду два прохода, а под второй подложил удлиненные заряды, тем расчистил путь атакующей пехоте. По сигналу закрепления под жестоким артминометным огнем делал установку минных полей. Т. Мубаракшин отразил две контратаки противника, уничтожил несколько немцев из автомата и гранатами. Во время третьей контратаки был ранен, но продолжал руководить отделением до тех пор, пока не потерял сознание, и лишь тогда его эвакуировали с поля боя. Заслуживает правительственной награды – ордена Красной Звезды». Здесь же указано место гибели: Псковская область, Пустошкинский район, д. Бутылкино.
Помню, как бабушка, тяжело вздохнув, говорила:
– Обязательно съезжу в Пустошкинский район и найду место захоронения родного человека. Отвезу горсточку земли с маминой могилы в Атбасарском районе и горсточку из Аргаяша.
Артур Кригер, с. Аргаяш.
Добавить комментарий