Бесстрашный воин. Мингаж Фазылович Зарипов родился в 1925 г. в д. Халитово.
Отец Фазыл в гражданскую войну воевал на стороне красных. В семье было шестеро детей. Жизнь в 1920–1930 гг. была тяжелой, поэтому Мингаж с малых лет помогал родителям. Был настоящим рыбаком, охотником – устанавливал капканы, ловил зайцев, косуль и других животных. Затем приобрел ружье. Научился читать следы зверей, выживать в лесу без еды. Умел мастерить рыболовные снасти. Все это ему пригодилось во время войны.
В мае 1943 г. по окончании курсов его направили в 948-й штурмовой авиаполк техником по обслуживанию самолетов «ИЛ-2». Он обеспечил 120 успешных вылетов, пять обслужил самостоятельно, производил мелкий ремонт.
Немцы часто наносили авиаудары по аэродромам. Первое ранение Мингаж получил при бомбежке и оказался в полевом госпитале. Напали немцы. Они взяли в плен обслуживающий персонал, ходячих больных и отправили в полевой сборочный пункт, а неходячих, евреев и коммунистов расстреляли на месте. Мингаж также попал в плен, но ему удалось бежать. Передвигался только по ночам, питаясь травами и ягодами. На третьи сутки решил раздобыть еды. Целый день вел наблюдение за деревней – немцев не было. Когда стемнело, постучался в крайнюю избу. В доме жили дедушка с бабушкой, они накормили, напоили, дали ему одежду – его порядком поистрепалась, продукты. Затем двинулся на восток. Через неделю провизия закончилась. На 12-й день скитаний наткнулся на мертвую лошадь, она начала уже разлагаться, но копыта были целые. Мингаж отделил их и попробовал сварить – пища, конечно, была отвратительной. Однако нужно было выжить во что бы то ни стало.
Через 17 дней, услышав канонаду, двинулся в ту сторону. Изможденный, обессиленный, услышав речь наших солдат, попытался их окликнуть, но потерял сознание. Очнулся в блиндаже. Говорили, что он проспал двое суток. На третий день его отвели в штаб. В общей сложности от него не было вестей около трех месяцев, домой родителям уже отправили похоронку.
Затем Мингажа определили в другую часть, в конвойную команду.
– В конце 1943 г. брали немцев в плен сотнями и группами отправляли под конвоем в сборочный лагерь. В конвойной команде – пять автоматчиков, в колонну набирали до 150 пленных, – рассказывал он. – Старались доставить до лагеря засветло, потому что ночью случались побеги. За это приказывали расстреливать, а приказ нельзя не выполнить. Затем попал в штурмовую роту, куда отбирали самых ловких, сильных, смелых. 17 раз он вступал в рукопашную схватку с немецкими солдатами.
Второй раз Мингажа ранило в Смоленской области, снова – госпиталь. Раны сильно беспокоили – болели день и ночь, не мог спать. Почему-то обезболивающее не ставили. Начальник госпиталя – хирург, относился к раненым плохо. Как-то он проводил операцию, а операционный стол, огражденный простынями, находился прямо в комнате с ранеными. Во время операции хирурга позвал легко раненый солдат и он, бросив умирать человека на столе, поспешил к тому на перевязку. Возмущенный Мингаж кинул ему вслед табуреткой и случайно попал в затылок, отчего хирург скончался на месте. Мингажа отправили в штрафбат, на Курскую дугу. Выдали трехколесный немецкий мотоцикл, на котором он возил майора-особиста – отважного, дотошного, исполнительного, требовательного, но справедливого.
Как-то при выполнении очередного задания они попали под заградительный огонь и оказались в зоне поражения. Майору необходимо было доставить срочный приказ, поэтому он приказал ехать. Под шквальным огнем добрались до штаба. И тут выяснилось, что майора в коляске нет. Мингажу приказали найти и доставить тело, иначе – расстрел. Он под обстрелом артиллерии выполнил приказ. Майора посмертно наградили орденом Красной Звезды, а его отправили из штрафбата в действующую армию с восстановлением всех наград.
Дошел до Германии. Там его тяжело ранило в руку. Ее хотели ампутировать, но он не позволил – ведь он охотник.
Награжден орденом Отечественной войны, другими боевыми наградами. Вернулся домой в 1947 г. инвалидом 2-й группы. Как инвалиду войны, военкомат выделил ему благоустроенную квартиру в Челябинске, но родители не отпустили сына. Пенсию по инвалидности Мингаж оформлять не стал, т.к. хотел доказать, что способен зарабатывать сам. Выучился на электромонтера, освоил кузнечное дело, токарные, фрезерные станки, изготавливал рамы, наличники, двери. Женился на красивой работящей девушке Фагуме, вырастили 10 детей.
Мингаж продолжал заниматься своими любимыми делами – рыбалкой и охотой. В послевоенные годы в наших краях развелось много волков, за их шкуру платили хорошие деньги. Порой за раз он отстреливал по несколько штук, а однажды привел живыми трех волков и держал их на цепи во дворе. И это действительно был пример бесстрашия.
Равиль Муталлапов, д. Халитово.
Дети войны
Гарифа Нажметдинова родилась в 1928 г. С четырех лет воспитывалась в приемной семье Мажита Халикова.
Весть о войне принес ранним утром отец, работавший сторожем в правлении. Всех мужчин проводили на фронт, остались в деревне старики, женщины и дети. Жить стало очень трудно, не хватало рабочих рук.
– И мы, дети, помогали – сгребали сено, пшеницу, взрослые вязали снопы. Копали картофель, трудились на складе, где взрослые вручную чистили зерно, а мы ведрами подсыпали пшеницу. Сильно голодали, одежды не было, но мы не жаловались, – рассказывала Гарифа Мажитовна.
Ранней весной ходили на поле за д. Медиак Сосновского района собирать колоски, в лесу – дикий лук, кислицу, крапиву, борщевик, из этого варили суп.
В 1944 г. 16-летнюю Гарифу выдали замуж за Хафиза. В послевоенные годы жили тоже тяжело. Косила сено, работала на складе, в пекарне, ежедневно выпекала по 45–50 булок. Этим хлебом рассчитывались с колхозниками. Сильно уставала – работала днем и ночью без выходных. А дома – маленькие дети. В 33 года Гарифа овдовела, одна воспитала восьмерых сыновей. Награждена медалями «Мать-героиня», «Ветеран труда», за заслуги перед Отечеством в годы Великой Отечественной войны удостоена звания «Труженик тыла».
Лилия Афлятунова.
Жизнь после войны
Наш отец Кутлухужа Сулейманович Сулейманов, участник Великой Отечественной войны, родился в 1897 г.
Когда он ушел на фронт, дома остались старший брат, сестра, мама, бабушка и я. Отец дошел до Берлина, вернулся весь израненный, с множеством наград. Участвовал в освобождении многих городов: Киева, Пскова, Могилева, Житомира, Кракова, Осло, Висло. В подарок из Германии он привез нам гармонику.
Потом мы переехали в Халитовский комбинат (сейчас Южный Горняк), отец начал работать конюхом. Света не было, магазинов – тоже. Люди жили в землянках, затем построили три барака. Вместо техники – быки да лошади. Растили картошку, капусту, турнепс, свеклу, морковь. Работали также у нас военнопленные немцы. Запомнилось, как они в деревянных бочках возили воду на телеге, как цепочкой передавали друг другу ведра. Обед – всегда в одно и то же время, хоть трава не расти.
Рабочим выдавали 400 г хлеба в день, детям – 200. После войны в хозяйстве разводили овец, женщины их стригли. Если кто держал корову, выплачивал налог мясом и молоком. Мой брат, как и другие подростки, на быках подвозил капусту к озеру, куда из Карабаша приходила баржа. Выращивали огурцы и помидоры, для парников собирали птичий помет, золу, навоз, все выращенное увозили в Карабаш.
Кария Мухубуллина, дочь.
Люблю прадедушку
Мой прадедушка Габбас Аюпов ушел на фронт в 1941 г. в 28 лет.
Бабушка рассказывала о нем с болью в сердце и со слезами на глазах. Прадед воевал под Москвой, освобождал города Великие Луки, Старая Русса, был командиром штрафного батальона. В 1944 г. с многочисленными ранениями попал в госпиталь. И война для него закончилась, ему дали вторую группу инвалидности.
У прадедушки было много боевых наград, в том числе за взятие Будапешта, Праги. Полученные ранения беспокоили его до конца жизни.
К сожалению, я его не видела, но по рассказам бабушки и родителей знаю, что это был смелый, мужественный и отважный человек. Горжусь и люблю своего прадедушку.
Эльвина Юмагужина, АСОШ №2.
Верили в победу
Мой дедушка Ахматхай Мажитович Мажитов родился в 1925 г. в д. Большое Ультраково.
Когда ему исполнилось 16 лет, он, как многие мальчишки, беспокоившиеся о судьбе родины, ушел добровольцем на фронт. Начинал службу в 379-й стрелковой дивизии, воевавшей на Западном, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах, с января 1943 г. принимавшей участие в Синявинской операции по деблокированию Ленинграда, с октября 1944-го по февраль 1945 г. – в Будапештской. В конце операции дед был ранен и попал в госпиталь. После лечения служил в 111-й стрелковой дивизии. За мужество и отвагу награжден медалями, в том числе за город Будапешт. После войны вернулся домой, работал в колхозе им. Ленина, создал семью, вырастил 6 детей, помогал воспитывать внуков.
Дедушка охотно рассказывал о войне. Так, он вспоминал, как почти сразу после формирования дивизия прибыла на фронт, бойцы приняли первое боевое крещение вблизи города Клин, штурмом взяв населенный пункт. Первый бой для дедушки был самым трудным, самым страшным, погибло много земляков. Но он, несмотря на юный возраст, выдержал испытание. Впоследствии участвовал во многих сражениях. По его рассказам, иногда бои длились непрерывно несколько дней. Много раз ходил в атаку. В каждой терял друзей, сослуживцев – это было очень тяжело. В такие моменты выручала вера в победу, чувство патриотизма, товарищества, поддержка родных и близких, находившихся в тылу.
Часто дедушка вспоминал Будапештскую операцию. Дивизия заняла позиции на подступах к городу. Немецкие части многократно пытались выбить части стрелковой дивизии с позиций. Против нее были брошены танки, совершены сотни авианалетов, но солдатам удалось сдержать противника, который понес серьезные потери.
За годы войны 379-я стрелковая прошла длинный боевой путь, начав его на своей территории и закончив на вражеской.
Я горжусь своим дедушкой, его подвигами. Он проявил большое мужество и храбрость, пройдя фронтовыми дорогами от Клина до Будапешта.
Светлана Мажитова, внучка.
Дожить до победы
В моей семье также есть защитники Отечества – это прадедушка Владимир Шахматов и прапрадедушка Аким Сатонин.
Владимир Андреевич родился в 1925 г. в с. Красавино Велико-Устюжского района Вологодской области. Родители работали в артели по сплаву древесины. Отец умер, когда ему было три года, мама – в 1941 г. Старшая сестра, уехавшая учиться на медсестру, пропала без вести. Старшего брата призвали на фронт, через два месяца на него получили похоронку.
Прадед жил у тети, в 1943 г. получил повестку. Работал водителем, возил продовольствие и боеприпасы для Красной Армии. За мужество и храбрость награжден орденами и медалями, которые по сей день хранятся в нашей семье. Самыми дорогими для него были орден Красной Звезды и медаль «За взятие Кенигсберга». После неоднократного ранения и контузий его комиссовали. Вернувшись домой, увидел, что от села ничего не осталось: фашисты сожгли дотла. Владимир с бригадой рабочих приехал на Урал – строить предприятие «Маяк» в г. Озерске, да так и остался здесь. Умер в 2000 г.
Аким Антонович родился в 1902 г. в с. Кузнецком. Работал на железной дороге путевым обходчиком, содержали большое хозяйство. Жена Мария Васильевна, родом также из с. Кузнецкого, работала в колхозе им. Калинина (п. Горный) в полеводческой бригаде. Дети – Анастасия, Василий, Григорий (умер в два года), Анна, Валентина (моя прабабушка), Антонида. Со станции «182-й километр» переехали вначале в п. Кирпичный, затем – в п. Горный. Прадед работал бригадиром полеводческой бригады, звеньевым.
В 1941 г. ушел на фронт. Воевал на Украинском фронте. В одном из боев его ранило. Два дня полз с поля боя, отморозил ноги. У д. Черниговки его нашли местные жители, у них дождался прихода Красной Армии. Долго лечился в госпитале в г. Ижевске, где у него обнаружили опухоль. В 1944 г. комиссовали, и он вернулся домой. Прадед Аким все говорил детям: «Лишь бы дожить до победы, тогда можно и умереть». Он не дожил до Дня Победы всего 6 дней, скончался 3 мая 1945 г. Похоронен в д. Селезни, недалеко от п. Горного.
Еще в 1944 г. пришла похоронка на его сына Василия. Василий Акимович – брат моей прабабушки, родился в 1924 году. Ушел на фронт в 17,5 лет в августе 1942 г. Домой писал: «Видел, как гибли молодые солдатики. Взрывалась бомба, а ребята, вместо того чтобы разбежаться в разные стороны, наоборот, собирались в группу, поэтому за один взрыв их погибало несколько». Василий Акимович погиб у п. Калиновка Гомельской области 5 октября 1943 г. По рассказам однополчан, он, окруженный фашистами, расстрелял весь боекомплект. Когда враги приблизились к нему, взорвал гранатой себя и еще семерых вражеских солдат. В 2015 г. моей прабабушке Валентине Булаевой прислали фотографию. На ней запечатлен памятник у п. Калиновка, установленный 80 бойцам Красной Армии, вступившим в неравный бой с фашистами. Она очень дорога прабабушке, ведь это все, что осталось в память о брате. К сожалению, у родственников нет ни одной фотографии Василия Акимовича. Он так и остался в памяти сестер молодым.
Светлана Шахматова, АСОШ №2.
Пусть всегда будет мир
Мой прадед Михаил Ефимович Бетенев родился в с. Большой Куяш Кунашакского района.
В 16 лет осиротел, на руках у него остались двое младших братьев, приехал с ними в Карабаш, познакомился с моей прабабушкой. Она работала на шахте по добыче золота. Михаил Ефимович женился, братья воспитывались в его семье. Перед войной он работал в г. Карабаше на железной дороге.
Прадеда призвали на фронт в первые дни войны, воевал на Ленинградском фронте. Рассказывал, как выходили из окружения и попали на передовую под шквальный огонь наших войск и фашистов. Было очень страшно. У прадеда много наград, а в 1945 г. воевал с милитаристской Японией, награжден медалью «за победу над Японией». Домой вернулся только в 1947 г.
Его младший брат Петр Ефимович – летчик, погиб при штурме Берлина. Похоронку получила моя прабабушка Анна Михеевна Бетенева. Она во время войны работала в эвакогоспитале №5801, который располагался в с. Аргаяш по ул. Комсомольской (теперь здесь районный суд). Награждена его руководством Почетной грамотой «…за самоотверженную работу в деле возвращения в строй раненых советских воинов», которая до сих пор хранится у нас. Ее брат Сергей погиб на Курской дуге. Второй брат Михаил воевал на Дальнем Востоке. Его фамилия высечена на мемориальной доске у памятника Воину-освободителю в центре Аргаяша.
Еще один родственник, которого не обошла война, – бабушкин дядя Александр Комельков. Он работал участковым милиционером, воевал под Ленинградом в контрразведке. Ему приходилось вылавливать диверсантов, которых фашисты забрасывали в тыл Советской Армии. В 1942 г. после лечения в госпитале по пути на фронт заезжал в п. Худайбердинский, где жила его семья. Погиб под Ленинградом.
Мама моей бабушки Галина Михайловна во время войны училась в школе, вязала варежки, носки для солдат. Она тоже внесла свой вклад в Великую Победу. Я горжусь своими прапрадедами, прапрабабушкой, прабабушкой, благодарен им за то, что мы живем под мирным небом. Закончить свой рассказ хочу словами: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мир!»
Игорь Терещенко, с. Аргаяш.
Мастер золотые руки
Война ворвалась в каждую семью. Не обошла она и д. Нифанка Челябинской области, где жил и трудился мой дедушка Самигулла Зайнулин.
Он родился в 1924 г. в семье крестьян Фатхулы и Газизы. У него было трое братье – Габидулла (1911 г.р.), Гатиятулла (1913), Газизулла (1918) и сестра Фархинур (1920 г.р.). Когда ему исполнилось три года, родителей репрессировали, а его с сестрой приютила русская семья. Связь со старшими братьями потерялась. Жизнь складывалась очень тяжело, чтобы выжить, приходилось работать от зари до зари. В 1942 г. Самигулла был призван Щучанским РВК на фронт, служил телефонистом роты связи в 1322-м стрелковом полку 413-й стрелковой дивизии 50-й армии. Обеспечивал связь между командным пунктом и батареей.
Дедушка был бесстрашным, смелым бойцом. Под ливнем пуль он восстанавливал обрывы связи. 13 октября 1943 г. участвовал в боях за поселок Пропойск Могилевской области. Под ураганным огнем в сильную стужу форсировал реку Проня и, устранив прорыв, обеспечил штаб полка и батальон связью, за что удостоен медали «За боевые заслуги». За смелость и мужество в боях за г. Жиздра Орловской области награжден орденом Красной Звезды.
В декабре 1944 г. вследствие тяжелого ранения потерял глаз, осколком гранаты его ранило в ногу, с ним прожил всю жизнь. В госпитале пробыл до 1945 года, затем вернулся на родину. Женился на любимой девушке Гатифе Султановой, вырастили шестерых детей. Дед работал в колхозе, совхозе, зимой – кочегаром, летом – пастухом. Даже на пенсии не сидел без дела. Мастерски клал печи, подшивал валенки, про него говорили «мастер золотые руки».
Но главным его увлечением были самодельные трактора. А еще, несмотря ни на что, дедушка остался веселым, неунывающим человеком. Любил читать стихи Твардовского, некоторые – наизусть. 12 марта 1986 г. его не стало. Но память о дедушке мы храним в сердцах.
Диана Динмухаметова, Акбашевская СОШ.
Благодарю за победу
Накануне 75-летней годовщины победы мне хочется рассказать о своем отце – участнике Великой Отечественной войны Гизате Зайнуловиче Зайнулине.
Он родился в 1905 г. в д. Аминево Кунашакского района. Когда вырос, вместе с братом Фахрием переехали в с. Аргаяш. Здесь у него появилась семья, дети.
Когда началась Великая Отечественная, отца и его братишку Абдуллу сразу призвали на фронт. Вернулся только папа, брат погиб. Когда отец уходил на фронт, в семье было трое детей – Айрат (6 лет), Ринат (4 года) и Ляля, ей исполнился только месяц.
Проходил службу в отделении аэросаней водителем в звании старшего сержанта. Аэросани широко использовались в Великую Отечественную, особенно зимой 1941–1942 гг. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десанта аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18–20 лыжников. В боевых условиях буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом и необходимым боекомплектом. Кроме того, солдаты могли вести огонь из автоматов через открывающиеся в крыше корпуса люки. Так как отсутствовала броня, находиться в них было очень опасно.
Отец участвовал во многих боевых операциях и в самой масштабной в истории Великой Отечественной битве под Москвой, которая началась 30 сентября 1941 г. и шла до декабря 1941 г. Помню, как он рассказывал о жестоких боях на Волоколамском направлении, где фашисты сосредоточили огромные силы, но наши войска оказали упорное сопротивление и не сдались. Там же отца тяжело ранило. За участие в битве под Москвой награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды. После ранения и лечения в госпитале его демобилизовали.
Война оставила глубокий след в его душе. Он часто рассказывал о боях, походах, переправах через реки, патрулированиях, рейдах в тыл за «языком», о том, как с нетерпением ждали весточки из дома, как во время затиший писали письма родным и близким.
Я горжусь своим отцом, который воевал за Родину, не жалея себя, здоровья, сил.
Роза Мажитова (Зайнулина), учитель АСОШ №1, ветеран педагогического труда.
Добавить комментарий