Эта память опять от зари до зари беспокойно листает страницы. Песенная строчка неотступно преследует, когда в соавторстве с вами, дорогие земляки, мы беремся за выпуск очередного тематического разворота проекта «Мы помним ваши имена».
Память стучит в наше сердце, когда приходится перелопачивать груду информации, перелистывать страницы множества интернет-порталов, подшивку газеты «Восход» за десятилетия в поисках одной фамилии, строчки, архивной записи. Поиск особенно сложен, когда требуется найти затерянный след человека, восстановить справедливость спустя семь десятилетий после победного 9 мая, впервые рассказать о тех, кто незаслуженно забыт.
Мухубулла Валеевич Кучугулов
Призван в декабре 1941 г. Воевал на I Белорусском фронте в составе 114-го гвардейского стрелкового полка, принимал участие в боях под г. Белградом, на Курской дуге, Украине, в Литве, Германии, Венгрии, Польши. Сапер, разведчик, командир разведки. Награды: орден Красной Звезды, 16 боевых и юбилейных медалей.
Жават Валеевич Валеев
Призван в Красную Армию в 1941 г. Участвовал в освобождении таких городов, как Золочев, Рава-Русская, Яворов, Перемышль, Львов, Берлин, Дрезден, Эркнер, Доленхем, Вюнсдорф. 9 мая встретил в Польше. Награды: медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейные – «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил».
Багау Хусаинович Кинжабаев
Призван в Красную Армию в 1938 г. Направлен в действующую армию II Украинского фронта, где его застала Великая Отечественная. Воевал с первого до последнего дня. В 1944 году вступил в партию. Награды: ордена Славы II степени, Славы III степени, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией» юбилейные – «20 лет Победы», «25 лет Победы», «30 лет Победы», «50 лет Вооруженных сил».
Зайнулла Хайбуллович Хайбуллин
С марта 1942 г. работал на трудовом фронте в г. Челябинске, строил трубопрокатный завод им. Сталина. С января 1943 г. – на Курской дуге. Освобождал г. Киев, Житомир, Белая Церковь, Умань. Весной 1944 г. ранен в Румынии, во второй раз – под Берлином, при задержании немецкого генерала на реке Одер. Награды: орден Славы III степени, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», юбилейные.
Хамит Габдрахманович Файзуллин
Родился в 1913 году. Участник финской войны. После ее окончания учился в школе ВЦСПС, направлен служить политруком. Призван Кармаскалинским военкоматом Башкирской АССР. 25 апреля 1942 г. погиб в боях под Москвой, защищая Наро-Фоминск. Похоронен в братской могиле на территории Атепцевского сельского совета.
«Опера» для наместника Гиммлера
Долгие фронтовые дороги Ивана Шарманова
Передо мной исписанный листок из школьной тетради, к нему приложено фото. На нем мужчина в пиджаке с множеством наград. Суровый проницательный взгляд. Таким фотограф запечатлел уроженца Аргаяшского района Ивана Александровича Шарманова. Дочь фронтовика Зоя Ивановна Софьина (Шарманова) принесла в редакцию самое ценное богатство из семейного архива.
Родился ее отец в Тютнярах в 1912 г. В семье Александра Тимофеевича и Марии Максимовны Шармановых было еще семеро детей. На фронт ушли братья Николай, Алексей, Иван, сестра Анна. Бог миловал – все четверо вернулись домой. Поколения Шармановых гордились и гордятся подвигом своих предков. В семье брата Николая Ивановича по сей день бережно хранятся все отцовские награды.
В рядах партизан
В Красную Армию колхозного механизатора призвали еще в 1934-м. А осенью 41-го железнодорожный состав, в котором сержант Шарманов следовал на фронт, попал под бомбежку. Уцелевшие после авианалета бойцы укрылись в лесу. Долго плутали по лесам и болотам, пока не вышли к какой-то деревушке. От местных жителей узнали, что находятся в тылу врага, на территории Белорусской ССР. Постепенно собралась группа из 40–50 человек. Взял командование на себя лейтенант Петров. Так наш земляк оказался в составе одного из первых партизанских отрядов. Они совершали ежедневные рейды в тыл врага: за провизией, оружием, ценными сведениями. Нужны были данные о продвижении, перемещении войск вермахта на оккупированной территории.
Вскоре партизаны приступили к активным боевым действиям: уничтожению полицейских патрулей, взрывам складов с горючим и боеприпасами, ликвидации техники и живой силы противника. Об успехах нового отряда узнало командование партизанскими соединениями, рота лейтенанта Петрова вошла в состав отдельной бригады комбрига Михаила Дьячкова, о подвигах которой по всей округе слагали легенды. В свою очередь решением Витебского подпольного обкома Компартии Белоруссии она вошла в состав 2-й Белорусской партизанской бригады им. Суворова. Командовал соединением начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования, член Военного Совета Центрального фронта, будущий первый секретарь ЦК компартии Казахстана Пантелеймон Пономаренко.
На сайте «Партизаны Беларуси» мне удалось найти наградной лист нашего земляка, подписанный командиром группы капитаном Кайкиным и комиссаром лейтенантом Ерашовым. Вот этот документ: «Шарманов Иван Александрович. Год рождения – 1912. Русский. Беспартийный. Гражданская специальность – механизатор. В рядах Красной Армии с 1934 года. Воинское звание – сержант. Должность – командир хозвзвода отряда «Большевик» бригады имени Суворова. Представлен к награде – ордену Красной Звезды. В партизанский отряд тов. Шарманов прибыл 7 мая 1942 г. С первых дней показал себя смелым, дисциплинированным воином, примером для остальных. За период с 7.05.42 г. по 27.07.44 г. более десяти раз направлялся в тыл врага для выполнения особо важного задания. Лично уничтожил трех офицеров и более двух десятков солдат противника, спас от неминуемой гибели командира группы и боевых товарищей». Дальше идет перечисление боевых операций, в которых он участвовал.
«Опера» для Якоби
Подробнее остановлюсь на одной. С 28 января по 12 февраля 1943 г. на севере Белоруссии с целью подавления партизанского движения нацистами была проведена карательная спецоперация под кодовым названием «Заяц-беляк», ее цель – создание полосы выжженной земли шириной 30–40 километров. В ее ходе убиты, сожжены заживо, угнаны на работы в Германию более 2000 мирных жителей из 16 деревень. В ответ командование 2-й партизанской бригады приказало всем отрядам провести в канун 25-летия Красной Армии ответную акцию возмездия «Опера», уничтожить командующего карательными операциями командира 201-й охранной дивизии вермахта, наместника самого Генриха Гиммлера генерал-лейтенанта Альфреда Якоби и его ближайшее окружение. Почему такое название? Кровавый генерал на досуге любил наслаждаться классической музыкой, особенно предпочитал оперные произведения.
Поначалу все складывалось удачно: Якоби вместе с офицерами штаба был захвачен почти без сопротивления, но в суматохе боя ему вместе с небольшой группой латвийского охранного батальона СС удалось сбежать. Сержанта Шарманова и троих его боевых товарищей, уничтоживших немецкого обер-лейтенанта и около десяти гитлеровцев, по итогам операции представили к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Но из-за того, что Якоби удалось уйти от возмездия и задача по его ликвидации не была выполнена полностью, их наградили орденом Красной Звезды. А барон Альфред Якоби умер в своем родовом имении в ФРГ в 1972 г.
После той акции Иван Александрович до лета 1944 г. громил ненавистного врага в составе различных партизанских соединений. Дальше шел фронтовыми дорогами уже как боец Красной Армии. Война для него закончилась в мае 1945 г. В октябре 1945 г. в Аргаяше бывшему партизану вручили Почетную грамоту, подписанную Верховным Главнокомандующим Иосифом Сталиным и председателем Президиума Верховного Совета СССР Михаилом Калининым.
– Но дороже всех наград для отца было «Пасведчанне (удостоверение) партизана Беларуси», выданное Глубокским райсоветом депутатов трудящихся Витебской области 28 октября 1969 г., – вспоминает Зоя Ивановна. – В нем сказано, что И. Шарманов действительно участвовал в партизанском движении на территории Белорусской ССР в период с 7 мая 1942 г. по 27 июля 1944 г. в качестве командира хозяйственного взвода отряда «Большевик» бригады им. Суворова.
Солдат и труженик
И в мирной жизни отличился вчерашний боец. Спустя три года после окончания войны за рекордный урожай пшеницы звеньевой хлеборобов Иван Шарманов был награжден медалью «За трудовую доблесть», через восемь лет – «За освоение целинных земель». В 1968 г. фронтовик удостоен нагрудного знака «Отличник социалистического соревнования» и почти одновременно ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда».
Но главную победу фронтовик одержал над собой. Будучи выходцем из большой бедной семьи, в армию, а затем на фронт Иван попал неграмотным. Тогда это было обычным явлением. Лишь когда дочка Зоя пошла в школу, начал осваивать грамоту вместе с ней. Учеником он оказался способным, быстро все схватывал и вскоре научился читать и писать.
– Прошло более сорока лет, как не стало отца. В нашей семье память о нем бережно передается из поколения в поколение, – говорит Зоя Ивановна.
Внуки партизана-героя Александр и Евгений, правнуки Андрей, Ксения и Павел чтут и помнят деда и прадеда, а Павел Шарманов ежегодно встает в ряды Бессмертного полка, неся его портрет.
Валерий Медведев, фото из семейного архива Шармановых.
Стояли насмерть
Многие годы в нашей семье не знали ничего об отце мужа. Знали лишь, что Хамит Файзуллин призван Свердловским военкоматом в 1941 г. и пропал без вести.
Благодаря тому, что начали открываться военные архивы, сайты, где собрана информация о защитниках отечества, мы разыскали его могилу. А началось все с новости моей ученицы Марины Хорошиловой, которая нашла на сайте данные о месте гибели и захоронении красноармейца Хамита Файзуллина. Как стало известно, он погиб в боях за Наро-Фоминск, в районе Атепцевского и Каменского сельсоветов. Дата смерти – 24 апреля 1942 г.
Вместе с детьми и внуками мы поехали в Москву, а затем в деревеньку в 30 км от столицы. Именно здесь нашли мемориальную плиту на братской могиле, нашли родную фамилию. Что-то подтолкнуло меня пойти к небольшому домику, стоявшему неподалеку. Вышла женщина лет 70. Рассказали, что нас привело в эти места. Она сообщила, что ее мать рассказывала, как гибли солдаты. В самом начале обороны Москвы не хватало оружия и боеприпасов. Тогда наши бойцы, расстреляв последние патроны, встали в полный рост и молча встретили фашистов. Никто не побежал, не взмолился о пощаде. Мне уже восьмой десяток лет. Не раз я слышала выражение «стоять насмерть», но только сейчас поняла его подлинный смысл. Именно стоять, глядя в лицо врагу до последней секунды жизни, глядя, как рядом падают твои товарищи.
Местные жители похоронили погибших. Сегодня к воинскому мемориалу приезжают поклониться потомки наших защитников. Стоя перед памятной плитой вместе с внуками, подумала: как хорошо, что они теперь знают, как погиб их прадед, где похоронен, почувствуют кровную связь с ним и поймут заплаченную за их счастье цену. 9 мая мои внуки и правнуки проходят в рядах Бессмертного полка, неся портрет прадеда. Память не прерывается.
Альфия Файзуллина, п. Ишалино.
Фронтовой дневник
Вести записи в боевых условиях было сложно, а зачастую невозможно, поэтому каждый сохранившийся фронтовой дневник представляет для нас огромную ценность.
Вот такая реликвия хранится в семье красноармейца Мухамата Хуснутдинова. В толстой тетради исписаны лишь несколько листов. Почерк удивительно красивый, четкий, трудно поверить, что так мог писать простой деревенский парень. Можно предположить, что взялся он за свои фронтовые записи уже на исходе войны, когда появилось время осмыслить пережитое и возникло огромное желание сохранить увиденное в памяти. Об этом свидетельствует и надпись – г. Пловдив, Болгария.
1 июня 1942 г. я взят в армию и отправлен на станцию Чебаркуль. Назначен в 72-й запасной артиллерийский полк, где прослужил до ноября 1942 г. В это время на станции Чебаркуль формировался 47-й строевой полк, нас зачислили в него. После месяца занятий отправились на фронт по железной дороге. От ст. Чебаркуль ехали 15 дней и приехали на ст. Буторлиновка Воронежской области. После разгрузки отправили в г. Калач, где находился штаб 1-й гвардейской армии и Юго-Западного фронта. Затем наш полк направлен на передовую линию.
Проехали через Нижний Мамон и переправились по реке Дон, на левом берегу которого находилось с. Осетровка, простояли шесть суток. Выдавали солдату только полкотелка пшенного супа в сутки. И то жиденького, где плавало пять-шесть крупинок. Позже – на огневую позицию в километре от с. Осетровка. Здесь в декабре 1942 года и состоялось первое наше крещение, встреча с врагом – итальяно-румынской дивизией. После прорыва обороны противника наши войска продвинулись вперед. Освободили от врага многие деревни и города. 47-му строевому полку пришлось пройти через города Красный Лиман, Рубежная, преодолеть долгие марши, пережить много трудностей.
В марте 1943 года мы вновь на передовой. За лето проехали всю Украину, нас перебрасывали с одного направления на другое. В октябре – ноябре шли сильные дожди, солдаты в шинели мокрые до ниток, ноги не высыхали. Как только выпадало свободное время, выжимали портянки и снова наматывали. Трудностей было много, обо всем не напишешь. В декабре нашему дивизиону приказали взять курган высотой 16 метров. Бои шли очень сильные, никак не получалось одолеть врага, получили приказ брать высоту штурмом. Собралась с одной батареи штурмовая команда, командир – старший лейтенант Здорнов. 20 декабря 1943 г. пошли на штурм. Перекрывающие орудия вели огонь по противнику. Курган мы взяли, но во время атаки где-то оставили командира с ординарцем. Всю ночь искали, не нашли. Утром зашумели моторы, где гудят, не видать, еще не рассвело. Оказались, это 12 танков противника, благо, успели отбежать от орудий, они были разбиты. Наша артиллерия начала бить в ответ.
1944 г. Весна. Тает снег, грязь, дождь, но солдаты идут только вперед. В апреле заняли Одессу, в освобождении участвовали батареи нашей части. Она вошла в 47-й Одесский пушечно-артиллерийский полк, награжденный орденом Богдана Хмельницкого. Летом 1944 г. солдаты голодали. Просили еду у населения, хоть кусок сухарей, что еще мог дать местный житель. Но, даже несмотря на голод, двигались вперед. В августе 1944 г. пришел приказ занять Бендерскую крепость – на границе Молдавии с Румынией. После прорыва перешли границу Румынии. По ней ехали три дня до Болгарии. В Румынии приходилось на поле ловить барана, резать и варить, просить хлеба у местных жителей. Как зайдешь в избу, только и слышишь: «Рус солдат гут» и дают поесть. В Болгарии относились иначе, люди славянские, русского солдата уважают. В октябре на границе Болгарии на железнодорожной станции погрузились в эшелоны и ехали несколько дней, добрались до г. Стара Загора и остановились. В начале декабря снова на фронт.
Помни корни свои
Приближается юбилей Победы Советского Союза в Великой Отечественной. Любая война уносит жизни людей: малая – десятки, сотни, большая – тысячи и миллионы.
Она коверкает судьбы, рушит экономику, стирает с лица земли целые народы. Как бы ее ни называли: захватническая, освободительная, национальная, холодная, гражданская, экстремистская – ей нет оправдания.
Великая Отечественная затронула и мою семью. Мой дед Хамит Габдрахманович Файзуллин родился в 1913 г., в 1929 г. окончил школу и поступил на курсы счетоводов. Молодой специалист-коммунист работал в местном сельсовете, а затем в 1938 г. направлен на учебу в Ленинград, но закончить обучение не удается, началась война с белофиннами, он участвует в ней. По возвращении Хамит Файзуллин, как способный организатор и партийный работник, направлен в школу ВЦСПС, служил в Советской Армии политруком, а тут Великая Отечественная.
Он, как и многие другие наши воины, отражал первый натиск озверелых фашистов. Первое и последнее письмо пришло из-под Москвы. Он погиб в 1941 г. Сохранилось воспоминание его дочери, моей тети Клары, как они с моим папой провожали деда на фронт. Он быстрой походкой вошел в дом, сказал детям, что уезжает надолго, поднял на руки дочку, крепко прижал к себе, потом так же обнял сына, поцеловал их обоих, наказал слушаться матери и к его приезду вырасти большими. Видно было, что он очень волновался, у мамы, вспоминает тетя, лицо было заплаканное. Дети побежали за отцом, на дороге стоял грузовик, в кузове сидели мужчины, дедушка примостился с краю. когда машина тронулась, с него ветром сдуло кепку, тетя подхватила ее, и они с отцом побежали догонять грузовик. Тетя Клара упала, в кровь разбила лицо. Тем временем появились еще несколько груженных людьми машин, они громко сигналили и объезжали их. А дети долго стояли посередине дороги, всматриваясь в далекий горизонт в надежде увидеть возвращающегося отца.
В тот день они еще не знали, что видели его последний раз. Моему отцу тогда было пять лет. Он мне рассказывал, что голод погнал их из Башкирии в Самарканд. Его мама, моя бабушка Саима Гарифулловна Файзуллина, работала в магазине, продавала хлеб. Может, эта фраза нашим детям сегодня ни о чем не говорит, а тогда… В конце рабочего дня бабушка отоваренные хлебные карточки прятала под одежду своих детей и они через весь город несли их домой. Это делалось для того, чтобы в случае, если ее ограбят, люди не остались без хлеба, что в то время было равносильно смерти. А ночью дети помогали маме раскладывать карточки, чтобы количество проданного хлеба до грамма совпадало с числом отоваренных карточек.
Эта и многие другие истории в нашей семье передаются из поколения в поколение. Родители рассказывают детям об их корнях, тех, кто погиб в Великую Отечественную, поднимал страну из руин, просто работал ради своей семьи, детей. О таких, как родители моей мамы, которые воспитали семерых детей. Были в нашей семье купцы и крестьяне, красноармейцы и белогвардейцы, политики и домохозяйки. И мы учим своих детей любить их одинаково, потому что это наши корни, наша история.
Сейчас много пишут о патриотическом воспитании детей, требуют поднять его уровень в школах, детских садах. Это, конечно, правильно, но патриотов невозможно вырастить в стране, где нет уважения к прошлому, где новые памятники строят на руинах старых, меняют названия улиц и городов, один учебник истории на другой.
Ученые считают, что залогом успешности человека является его любовь к малой родине, корням. Такой вывод они сделали на основе наблюдений в одном из престижных учебных заведений Европы. Среди его студентов регулярно учились выходцы из одного маленького африканского племени. Они отличались тем, что очень любили то место, где родились, гордились своей историей. Поэтому, чтобы воспитать успешных патриотов, нужно научиться любить свою историю и людей, которые ее делали, в том числе и тех, кто спас мир от фашизма.
Аэлита Печеркина.
Добавить комментарий