Вот моя деревня. Тютняры

Рождественское, Тютняры, село Летописцы родного края

Наш район всегда славился людьми пытливыми, стремящимися сохранить историю родного края, деревни, память о судьбах, деяниях, подвигах земляков.

Сегодня мы знакомим вас с краеведами, серьезно занимающимися историей с. Рождественского, поиском своих корней. Отрадно, что пример в этом, как и более века назад, показывают священники. Отец Игорь Ефремов служит настоятелем двух храмов – Тихвинской иконы Богородицы в с. Губернском и Рождества Пресвятой Богородицы в с. Кузнецком. Он продолжает дело, начатое Михаилом Христолюбовым, – первым священником храма в с. Губернском. На сайте прихода tihram.ru вы можете познакомиться с краткой историей с. Рождественского.

Тютнярская хроника

1761–1765 гг. Первые переселенцы из Саратовской вотчины прибыли на Урал, основали с. Рождественское, по-народному Тютняры.

1785 г. В с. Кузнецком новоселы срубили 100 изб. Северную сторону рубили из деревьев с северных опушек леса, т. к. эти бревна крепче держали тепло. Такой опыт домостроения сберегается в Тютнярах и поныне. В с. Губернском, по другую сторону озера Большие Ирдяги, заселены первые 50 изб. На юго-востоке от с. Кузнецкого основана д. Беспаловка, где, по преданию, поселились староверы. Основана д. Смолино – 20 дворов. По распоряжению местных приказчиков во всех Тютнярах впервые сложены русские печи, топить «по-черному» запрещалось.

1805 г. В с. Кузнецком освящена первая двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя Рождества Богородицы и Вознесения.

1879 г. Открыта первая школа в с. Кузнецком.

1881 г. Открыта церковно-приходская школа в с. Губернском.

1899 г. В с. Губернском освящен храм Тихвинской иконы Божией Матери, где с первого и до последнего дня служил священник Михаил Иванович Христолюбов.

Около 1900 г. утверждены три ярмарки в Тютнярах: зимняя – с 30 января, летняя – с 20 июня, осенняя – с 8 ноября. Шла торговля хлебом, скотом, изделиями ремесленников. Утвердилась новая прослойка купцов – Тарасовых, Мысляевых, Дмитриных, Киприяновых, Архиповых.

1903 г. Построено двухэтажное народное училище по проекту священника М. Христолюбова.

1912 г. Открыты школа и церковь в Беспаловке по настоянию священника М. Христолюбова.

1914 г. Постановка в с. Кузнецком оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

1917 г. Установлен, но не открыт памятник царю-освободителю Александру II в честь 55-летия отмены крепостного права. Памятник отлили каслинские мастера. Революционно настроенные активисты позже низвергли его с постамента.

1921 г. Голодный «лебедовый год» (так его называли тютнярцы).

1930–1931 гг. Раскулачивание и высылка самых достойных хлеборобов Тютняр в Сибирь, на Север, в Башкирию, Карабаш.

1931–1932 гг. Организация в Тютнярах колхозов «Революция», «Ударник», «Красный Урал», «Красный Октябрь», «Передовик». Это, как показала позже история, было началом конца хлебородного с. Тютняры.

1935 г. Закрыт храм Тихвинской иконы Божией Матери в Губернском, с колокольни сброшены 34 колокола.

1940–1945 гг. Присвоены звания Героя Советского Союза В. Архипову, Н. Тузову, И. Глухову, И Беспалову. За подвиг при форсировании реки Висла второй Золотой Звездой Героя Советского Союза награжден В. Архипов.

1946 г. Выселение «неблагонадежных» тютнярцев в связи с закладкой г. Озерска.

От редакции

Это неполный вариант «Тютнярской хроники», составленной ученицей школы №12 г. Челябинска Е. Юхниной. Истории села, откуда вышли ее предки, девушка посвятила исследовательскую работу в 2009 г. 

 

История села Тютняры

В окрестностях башкирской д. Юртишь, стоявшей на месте Смолино, в 1785 г. появились новые, близко расположенные друг к другу деревни – Кузнецкое, Губернское, Беспаловка и Смолино. Свои дома крестьяне построили на чистом поле с нуля.

Тютняры – так в народе называют четыре вышеназванные деревни, расположенные по берегам озер Большие и Малые Ирдяги. Поселились здесь в 1761–1765 гг. крепостные крестьяне, пригнанные из д. Тютняр Саратовской губернии (ныне д. Тютняр Кузнецкого района Пензенской области), отсюда и название. Поначалу уральское село так именовалось официально, а с 1805 г. – Рождественское, по центру волости, откуда прибыли переселенцы. Беспаловка названа в честь первопоселенцев, а в Смолино жгли уголь и изготавливали смолу для кыштымского завода. 

Работали переселенцы на металлургических заводах Демидовых, выращивали хлеб, разводили скот. Хозяевами они были крепкими, кроме того, близ села обнаружили золото.

Тютнярцы – народ не только трудолюбивый, но и свободолюбивый: неоднократно участвовали в волнениях и борьбе за свои права, поэтому при первом же известии о восстании Пугачева сельский сход направил к нему ходоков, память народная даже сохранила их имена. Ходоками стали старики Лезин и Кузьма Плаксин (1705–1776), активные участники боев под знаменем Пугачева, возглавившие рождественский отряд. В начале декабря 1773 года отряд численностью более 100 человек двинулся на помощь осаждавшим г. Челябинск пугачевцам. Он прошел большой путь побед и поражений, потеряв в кровопролитных боях до половины состава, и окончил свои ратные подвиги далеко за г. Пенза. Затем с разрешения Пугачева рождественцы повернули коней на восток, побывали в прежних своих селах. По пути следования на Урал во многих селениях подняли крестьян на восстание, не раз пришлось им отражать нападения карателей. Только после поражения «пугачевщины», жестоких расправ с активными повстанцами и восстановлением кыштымских заводов в 1776 г. все четыре селения Рождественского полностью были приписаны к ним.

Как пишет историк Д. Валеев, «…интерес представляет заселение территории русским населением. Особенно это относится к селам Кузнецкое и Губернское. Эти и еще две деревни – Беспалово и Смолино, созданы переселенцами из Центральной России, в основном крепостными крестьянами, отправленными на новое место жительства между декабрем 1784 и январем 1785 года. Численность переселенцев оценивается в 77 семей, из которых 41 составила население Кузнецкого и Смолино, остальные – Губернского и Беспаловки. О тютнярцах сохранилась легенда, что один из заводчиков якобы выиграл их в карты у князя Долгорукого. Их потомки до сих пор помнят, что предки были уроженцами села Тютняры Рождественской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии». 

Однако известны альтернативные даты основания села. Так, в 1971 г. отметили его 210-летие, то есть за основу взят 1761 год. Таким образом, оказывается, село лишь на 30–40 лет моложе крепостей Старой оренбургской линии, со строительства которых началось полноценное освоение территории Челябинской области. Название Губернское возникло потому, что переселенцы, которые поселились на южной стороне озера Большие Ирдяги, жили как раз на границе Оренбургской и Пермской губерний, поэтому назвали свое село так.

До революции четыре села на берегу озер Большие и Малые Ирдяги – Губернское, Кузнецкое, Беспаловка и ныне исчезнувшее Смолино (ударение на предпоследний слог) – были объединены в небывалый по величине агрополис Тютняры. Население его составляло более 25 тысяч человек, тогда как в ХIХ в. в Челябинске проживало чуть более 20 тысяч. Места в округе оказались золотоносными, и в селах было много зажиточных семей. До сих пор сохранились каменные надворные постройки около изб-пятистенок, кирпичные дома в один и два этажа.

В 1785 г. в с. Кузнецком руками новоселов срублено 100 изб. Северную сторону рубили из деревьев с северных опушек леса, т.к. эти бревна крепче держали тепло. Такой опыт домостроения сберегается в Тютнярах и поныне. Также в 1785 г. в с. Губернском, по другую сторону озера Большие Ирдяги, заселены первые 50 изб.

В книге С. Пичугова приводятся следующие сведения. «До революции Тютняры официально именовали селом Рождественским Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Фактически же оно состояло из четырех населенных пунктов: сел Губернского и Кузнецкого и деревень Беспаловой и Смолиной, которые к 90-м годам прошлого века слились в одно огромное село, где было четыре кабака, столько же церквей и девять сельских и церковно-приходских школ». Около 1900 года властями утверждены три ярмарки в Тютнярах: зимняя – с 30 января, летняя – с 20 июня, осенняя – с 8 ноября. Шла торговля хлебом, скотом, изделиями ремесленников. Зародилась новая прослойка купцов, среди которой выделялись семьи Тарасовых, Мысляевых, Дмитриных, Киприяновых, Архиповых.

«Летопись», написанная протоиереем Михаилом Христолюбовым, содержит много сведений об освоении и заселении территории будущего села. Он пишет, что образование или основание с. Губернского относится к 1765 году (интересно, что другие источники называют год 1761-й или 1785-й). Основали его переселенцы из д. Тютьняр Саратовской губернии Кузнецкого уезда Рождественской волости. (Деревня носила название в честь речки Тютьнярки, на берегах которой и обитали наши предки.) Итак, деревня с этого времени стала называться с. Губернским.

Деревня Беспаловка успела разрастись по всему восточному берегу озера Малые Ирдяги, соединившись с селом, если не считать поперечный овраг. Таким образом, образовалось огромное село, которое уже в 1920 г. имело коренного населения мужского и женского пола до 12 тысяч и заняло место по берегам озер Большие и Малые Ирдяги: окружность первого 12, второго – 8 километров. Они разделяются небольшим перешейком земли под названием солонцы: по временам и в летнюю жару земля покрывается тонким слоем соли, напитывая траву, составляющую вкусный корм скоту, на них можно было встречать целые табуны лошадей, коров, телят из обоих сел. Перешеек шириной в одну версту, в длину 1,5. Он и служит разделением и соединением с. Губернского и Кузнецкого.

В «Летописи» содержатся интереснейшие сведения о жизни тютнярцев, в том числе приходской. Отец Михаил не счел нужным описывать события после 25 октября 1917 года, когда в России началась революция. Свою «Летопись» он завершил такими словами: «В какую форму выльется государственная жизнь, на это укажет время, а люди ума запишут на страницах истории, беспристрастно осудят события и укажут на достоинства и недостатки их… Мы же, коснувшись частичному очерку об образовании села и его насельников, записали кратко то, что передали старожилы и что приходилось лично наблюдать, принимая активное участие в насаждении света».

Игорь Ефремов, священник, с. Губернское.

 

 

Здесь мои корни

Евгений Серков живет в г. Челябинске. Не так давно Евгений Васильевич увлекся составлением своего семейного дерева, в первую очередь исследованием фамилии Серков. В итоге он создал в социальной сети Фейсбук страницу https://www.facebook.com/serkovdrevo/, где вы можете познакомиться с интереснейшими результатами поисков краеведа. 

В процессе составления фамильного древа я столкнулся с большим объемом информации, сервисов, архивных данных, и к тому же стали возникать вопросы, на которые пока нет ответа. Возможно, когда-нибудь у моих однофамильцев (а возможно, и дальних родственников) возникнут те же вопросы, потребуется поиск информации. Я не нашел в сети подобных групп или страниц, которые бы были близки этой тематике, и решил создать страницу, на которой можно будет аккумулировать найденное, делиться и обмениваться генеалогической информацией. Возможно, сейчас данная тема для вас и не интересна, но, поверьте, как неизмеримо ценен будет простой совет, раскрытие фактов вашей семейной истории другому Серкову. Буду рад, если предоставленная здесь информация поможет кому-либо приоткрыть завесу прошедших лет, заинтересует других Серковых или аргаяшцев, корни которых тоже в Тютнярах.

Поиск привел меня к истокам переселенцев, в Пензенскую губернию, с. Дмитриевское (Тютнярь). Стало интересно, где сейчас находится это село? На специальном сайте https://clck.ru/Jg4fk соотнес расположение с. Тютнярь на одноименной реке на карте 1870 г. и на современной. Выяснилось, что там проводится Тихвинская ярмарка, есть барский дом, проходят исторические экскурсии. История села хранит фамилии, знакомые нам по школьному курсу истории, что делает еще интереснее мой генеалогический поиск. Получилась вот такая историческая справка.

ТЮТНЯРЬ (Дмитриевское, Шереметево) Кузнецкого района Пензенской области.

Русское село Анненковского сельсовета, в 2 км к югу от него. Основано на землях, отказанных в 1690 г. стольнику Ивану Щепотеву, Петру Панкратьевичу Нечаеву и другим дворянам. В 1698 г. Нечаев променял свои 130 четвертей Алексею Петровичу Шереметеву, поселившему крестьян до 1711 г. В 1795 г. с. Дмитриевское, Тютнярь тож, Кузнецкого уезда принадлежало княгине Елене Никитичне Вяземской; у нее 11 дворов крестьян, в селе церковь во имя Димитрия Селунского.

Отыскался в результате поисков и очень важный документ. Основа основ – первый документ, который лег в основу истории Тютняр, купчая крепость, данная князем Михаилом Долгоруковым Никите Демидову на проданное ему имение Дмитриевское в Саратовской губернии, состоящее в с. Тютняры, от 1784 года марта 12 дня. В нем перечислены переселенные семьи и их состав. Разыскал в недрах архивов старинные карты с указанием с. Рождественского, удалось установить расположение деревень, входивших в Ирдягинскую вотчину, и найти рисунок фасада Дмитриевского храма «с полуденной стороны». 

По ревизским сказкам, метрическим книгам установил 12 поколений фамилии Серковых. Это логически позволило соединить моего прадеда Василия Семеновича с Ефимом Борисовичем из далекого XVIII века, единственным Серковым, который тогда переселился на Урал. Осталось еще много вопросов, связанных с Пензенской губернией, точным написанием нашей фамилии, но на данный момент прямая фамильная ветка Серковых выглядит так: Борис (?) – Яков Борисович (1669 г.р.) – Борис Яковлевич (1723) – Ефим Борисович (1753) – Иван Ефимович (1776) – Павел Иванович (1818) – Семен Павлович (1842) – Василий Семенович (1877) – Николай Васильевич (1918) – Василий Николаевич (1952) – Евгений Васильевич (1977) – Никита Евгеньевич (2000 г.р.).

История Серковых выкидывает очень интересные выкрутасы. Недавно узнал интересную подробность про один из любимых мультфильмов детства «Жил-был пес…». Оказывается, он тесно связан с фамилией Серков, снят по мотивам украинской сказки «Сiрко», а данное прозвище является одной из популярных версий (украинской) происхождения нашей фамилии. И нельзя не упомянуть известного ее носителя – атамана Ивана Дмитриевича Серко (или Сирко), который изображен на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работа продолжается и приносит немало интересных открытий. 

Думаю, мой дед Николай Васильевич Серков поддержал бы поиски. Он родился 18 февраля 1918 г. в с. Губернском. Службу начал в 1938 г. на Дальнем Востоке в воздушно-десантных войсках. В январе 1944 г. переброшен на Западный фронт, воевал в составе девятой воздушной армии, прошел с боями Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию и часть Югославии. В 1944 г. получил тяжелое ранение, перенес опасную операцию. Это случилось, когда подразделению Серкова дали боевое задание завладеть мостом через реку Раба (Венгрия) для обеспечения переправы наших наступающих частей. Мост был заминирован, но задание они выполнили. За успешное проведение операции Николай Васильевич награжден орденом Отечественной войны I степени. У него много других наград: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За взятие Вены». После войны возглавлял Аргаяшскую пожарную часть. 

Недавно прочитал на сайте «Восхода» замечательную идею инициативной группы в родном с. Аргаяш о восстановлении могил красноармейцев, умерших в эвакогоспитале и похороненных на местном кладбище. Было желание помочь волонтерам: внести данные о погибших бойцах в Интернет для облегчения дальнейшего их поиска родственниками и потомками. Инициализированных могил оказалось немного, остальные похоронены как «неизвестный солдат». Пытаясь найти данные в Книге памяти и на форуме vgd.ru, понял, что информация о солдатах, похороненных на аргаяшском кладбище, есть только на https://pamyat-naroda.ru. Поэтому решил внести данные о захоронениях на сайт http://skorbim.com, где проработан хороший интерфейс размещения информации и ее собрано уже много. Память нужна живым и тем, кто ушел от нас.

Евгений Серков, г. Челябинск.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *