Вот моя деревня. Уразбаево.

Историческая справка

Уразбаево, Уразбай, Тукыс, Тогус, Сырзы, деревня.

Расположена на севере озера Малое Миассовое. По ревизии 1811 г. относилась к Сызгинской волости IV башкирского кантона Троицкого уезда Оренбургской губернии. Вместе с соседними Саитово, Сактаево, Мухаметово, Селянкино основана на вотчинных землях башкир рода сызги. Состояли под командой юртового старшины Янубая Аиткулакова, проживавшего в д. Саитово. Здесь же жили основные волостные чиновники, в том числе мулла Нагас Чуралиев, азанчи Альмухамет Абкильдин и Тлянча Алибаков.

Первое упоминание о д. Саитово и Уразбаево датируется 1736 г. Перепись 1811 г. называет в д. Уразбаево Сызгинской волости 64-летнего Уразбая Усянова, возможно, основателя деревни, и его сыновей – Байрамгула (27 лет) и Мухаметамина (4 года), всего в деревне проживает 58 мужчин. Ревизия 1834 г. дает более длинное название: Уразбаево, Алтынбаево, Куйбаково. Насчитывается 238 жителей (135 мужчин и 103 женщины).

В 1859 г. переписчики занесли в сказки уже 49 дворов и 307 уразбаевцев (146 мужчин и 161 женщина). В том числе упоминают об умершем в 1855 г. Атангуле Уразбаеве, сыне первопоселенца, родившемся в 1777 г. То есть на момент переписи 1811 г. ему было 34 года и он, по всей вероятности, жил своей семьей, отделенный отцом, и не попал в первую уразбаевскую перепись.

Первый учитель

История Уразбаевской начальной школы началась в 1923 г. Ее открыли в частном доме старого Уразбаево. Первым учителем стал Кунаккильде Юсупов.

Как вспоминала старожил Амина Зельбаширова, иске аул (старая деревня) до 1929 г. находилась на берегу небольшого озерка Кискекуль. Но место оказалось несчастливым: жители часто болели, умирали или рождались инвалидами дети, поэтому уразбаевцы решили перенести деревню. Первым на берег Миассового переселился отец бабушки Амины, за ним перебрались и соседи.

В 1931 г. в бывшем доме муллы открыли новую школу. Первым учителем в ней стал Махмут Сакаев. Ему на смену приехал учительствовать Карим Киньябулатов, а его дочь Катиба, будущая народная поэтесса Башкортостана, работала здесь пионервожатой.

До войны здесь работали учителя Мукмин Бурангулов, Сабирьян Кучуков, Исхак и Ильяс Гадельшины, Давлижан и Мавлижан Шарафутдиновы. В 1943–1978 гг. школой заведует Х. Абулгазин. Хидияту Ахметовичу выпали, помимо учительских забот, и строительные. По ходатайству районного депутата Матвеева в Уразбаево в 1967 г. построено новое здание начальной школы, которое и поныне служит деревне верой и правдой. Уразбаевская начальная закрыта три года назад последней из малокомплектных. Но здание удалось сохранить благодаря настойчивости уразбаевцев и заведующей Минзали Исламовой. Здесь планируется открыть детский досуговый центр. Минзаля Ахатовна возглавляла местную школу с 1990 г., после Мавжиды Шагалеевны Галиной, работавшей заведующей в 1979–1990 гг. 

Учитель и фронтовик

Многие уразбаевцы до сих пор вспоминают педагога Садика Абжалилова. Он был строг, но справедлив, говорят они. Садик Закирович – фронтовик, участник Сталинградской битвы, взятия Мамаева кургана.

В год 25-летия Великой Победы он поделился своими воспоминаниями на страницах районной газеты «Восход», рассказав о том, как воевал, какие чувства испытал, вернувшись из Волгограда со встречи с однополчанами. «9 мая 1968 г. – в День Победы над фашизмом, мы были на митинге на знаменитом Мамаевом кургане, – пишет фронтовик, – митинг состоялся в честь открытия памятника на Мамаевом кургане. Защитникам Сталинграда на вершине кургана поставлен величественный памятник матери-Родине, которая зовет своих сыновей на защиту Родины, на подвиг. Тогда, четверть века назад, мы по зову Родины защищали ее и отстояли, враг был разгромлен у стен Сталинграда, повернут обратно в свое логово».  

Именно фронтовики вместе с уважаемыми аксакалами заложили нравственные основы Уразбаево, убеждены сельчане, они держали деревню в строгости, показывая пример высокой нравственности, бескорыстного служения своей малой родине и землякам.

Я счастлива!

«Я счастлива, благодарна своей судьбе», – всегда говорила учительница Мавжида Шагалеевна Галина.

Каждый человек обязан быть счастливым, и если это не так, значит, он сам недостаточно стремился к своей мечте. Меня в этом убеждает нелегкая судьба моего наставника.   Совсем малюткой Мавжида осталась сиротой, ее воспитывала бабушка. С детства мечтала о большой дружной семье, представляла себя в роли многодетной мамы, воспитывающей детей в любви и согласии.  Бабушка помогала внучке, как могла, прививала трудолюбие, стремление к знаниям. Именно она поддержала ее выбор будущей профессии – стать учителем. Благодаря упорному труду мечты начали сбываться, после окончания Троицкого педучилища молодая учительница стала преподавать в Уразбаевской начальной школе.

В 1961 г. районный отдел образования назначил ее заведующей Тугузбаевской начальной школой, но в 1968 г. семья Галиных вернулась в родную деревню. Все успевала Мавжида Шагалеевна: преподавать, выполнять школьную программу, ставить концерты с учениками, растить собственных детей и содержать дом в идеальном порядке. Всю жизнь без устали трудились супруги Галины, каждый на своем посту: Мавжида Шагалеевна – в школе, Галимьян Нуриевич – ветеринаром, зоотехником, последние годы – управляющим Куянбаевским отделением. 47 лет составляет его трудовой стаж.

Свое трудолюбие, стремление к образованию супруги сумели привить и детям. Все дочери и сыновья, в том числе приемный сын Гайфулла Самигуллин, нашли себя в жизни и профессии.

Минзаля Исламова.

 

Рядом с «Зубром»

Старожилы Уразбаево помнят, что рядом с деревней в северной части Ильменского заповедника когда-то располагалась секретная биостанция.

Руководил ею знаменитый Николай Тимофеев-Ресовский – биолог, генетик, главный герой романа Даниила Гранина «Зубр». Основным направлением его исследований стала радиационная генетика. В 1955–1964 гг. Николай Владимирович заведовал отделом биофизики в институте биологии Академии наук СССР в Свердловске и работал на биостанции, основанной им на озере Миассовое в Ильменском заповеднике. «Основной научной проблемой, изучавшейся сотрудниками Николая Владимировича, было поражающее действие облучения. В те годы в стране еще главенствовал лозунг Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», и природу загрязняли в общегосударственном масштабе (который, правда, несопоставим с сегодняшними загрязнениями). Тимофеев-Ресовский уже тогда осознал губительность такого подхода, гневно и красочно повествовал о том, какие капитальные последствия несет на века бездумное истребление лесов, смывание и порча почв, массовое загрязнение вод», – вспоминает Валерий Сойфер, доктор физико-математических наук.

Старшее поколение уразбаевцев вспоминает, как детьми то и дело забредали на территорию биостанции, видели повсюду на опытных площадках таблички, наблюдали за жизнью ученых. Остановить их любопытство не могли никакие строгие запреты.

Кто такие вотчинники?

В 1555 г. башкиры добровольно присоединились к Русскому государству и стали нести государственную службу по охране восточных границ.

За это царь Алексей Михайлович пожаловал им в вечное и потомственное пользование земли. Назывались они вотчинами, или дачами, а владельцы – вотчинниками. При основании деревни в ней селился весь аймак, разрастаясь, семьи отделялись в пределах своей вотчины. Так создавались дочерние деревни-выселки. К примеру, Ялтырово основано сыном тархана Таймаса Шаимова и названо в его честь. Как сообщает в книге «Аргаяшская земля: история и современность» историк Р. Хакимов, Мухаметкулуево впервые упоминается как выселок д. Исянгильдино. Выселком д. Ракаево была д. Турукаево (Сигаево). Кстати, Аргаяш в начале XX в. тоже именовался выселком. Кроме того, у башкир были временные поселения, летние кочевья (их называли кош, юрт). На современной карте Аргаяшского района они сохранились в единственном топониме – Три юрты.

Прошлое и настоящее Уразбаево

Местная легенда гласит: когда башкиры миновали горный перевал, им открылась озерная чаша, окруженная лесом и зелеными полянами. Уставший скот отказался идти дальше. Так появилась деревня под названием Тукыс. А поскольку основание ее пришлось как раз на время рамадана, отсюда второе название – Уразбаево, рожденное в уразу.

Именно через нее шла так называемая Башкирская тропа до реки Селянки, далее через Ильменский хребет – одна из ветвей старинной дороги из Сибири в Европу. В ходе ревизии 1763 г. Уразбаево учтено в Сызгинской волости, в команде сотника Туйгуна Кучукова. О своих истоках уразбаевцы ищут сведения в книгах «Истории башкирских родов», которые бережно хранятся в местной мечети. Здесь мы встретились с местными старожилами, чтобы вспомнить историю деревни, судьбы ее жителей, поговорить о нынешней жизни.

Кария Исрафиловна Зиннурова:

– Среднюю школу уразбаевские дети заканчивали в Кулуево. Когда в 1974 г. я, получив образование, вернулась в родное Уразбаево, меня выбрали секретарем комсомольской организации и назначили помощником управляющего отделением. В Уразбаево еще в 1931 г. организовали колхоз им. Кагановича, затем здесь было одно из отделений Аргазинского совхоза, позже – совхоза «Заря». Руководил хозяйством Максим Ильич Шамсутдинов. Отличавшийся энергичностью, трудолюбием, он умел организовать людей на большие дела.

В выходные вся деревня субботничала: заготавливали сено, строили производственные помещения для совхоза. Хозяйство было большим, многопрофильным: молочная ферма, конный двор, овощеводство, разводили кроликов и даже песцов. Не хватало рабочих рук. У каждого дома стоял трактор, посевные площади – огромные. Жизнь в деревне бурлила. По своей инициативе мы построили клуб, где постоянно собирались уразбаевцы. Ставили концерты, смотрели кинофильмы, проводили множество мероприятий.

Вспоминаем то время и задумываемся: куда делось совхозное богатство, заработанное тяжким трудом многих поколений уразбаевцев? Сегодня наша деревня в запустении. Нет работы для сельчан, ранним утром уезжают они в город. Обижены и пенсионеры – бывшие работники совхоза «Заря». Почти все они получают минимальную пенсию, хотя всю жизнь проработали в сельском хозяйстве. Но с банкротством «Зари» пропал совхозный архив, в итоге подтвердить свой стаж многим не удалось.

Уразбаево всегда было многолюдной и дружной деревней. Сейчас наша молодежь рвется в города. И мы, старшие, хорошо понимаем их. Когда нет работы, перспектив, выход один: покидать родную и любимую деревню. Сегодня центром деревенской жизни стала мечеть. Мы построили ее всем миром: от установки сруба до минарета. В деревне всегда сохраняли духовные традиции, старшее поколение исповедовало ислам даже тогда, когда за соблюдение его канонов ссылали в Сибирь и могли расстрелять. Аксакалы играли важную роль в Уразбаево, сохраняя традиции нравственности, воспитывая молодое поколение в уважении к труду, старшим.

Я из рода Курбангалиевых. Именно в Уразбаево Бибигубайда Курбангалиева – дочь шейха Габдулхакима Курбангалиева, спасла от репрессий родителей. Мне бабушка Мухтарама рассказывала, какие это были страшные годы. Шейх дожил до глубокой старости и упокоился на кладбище в Айбатово. Бабушку Мухтараму до сих пор не забывают в деревне. Она являлась не только знатоком Корана, но и целительницей, повитухой.

Малика Ахметовна Галисултанова:

– И не только, бабушка Мухтарама Шафикова была одним из главных людей в деревне. Времена всегда были трудные. Мужчины трудились в совхозе, женщины вели дом, воспитывали детей, старались всячески помочь семье. В три часа ночи они нагружали ведра свежей рыбой, вешали на коромысло и отправлялись под предводительством бабушки Мухтарамы через горный перевал в Миасс. Нужно было успеть к 8 утра на рынок, распродать товар и вернуться к трем часам дня за новым уловом. По этой тропинке потом ходили и мы, когда учились, работали в городе. До Аргаяша 64 км, на автобусе добираться долго. В субботу приходили домой, а в воскресенье отправлялись обратно.

Валей Ильдусович Ахмадеев:

– С тех пор мало что переменилось. Как не было нормальной дороги в Уразбаево, так нет ее и поныне. Автобус к нам не ходит, потому что участок аварийный. Школьный автобус доходит только до окраины деревни. Мы не просим асфальтовую дорогу, но можно же сделать хорошее щебеночное покрытие, чтобы не чувствовала себя деревня оторванной от района и позабытой.

С 1990-х г. серьезные проблемы с электричеством, не хватает мощности. Особенно сложно стало с тех пор, как массово начали раскупаться земельные участки и строиться дачи. Дома огромные, энергопотребление большое, в итоге страдает местное население. Сейчас с помощью депутата П. Киселёва проблема начала решаться, для половины деревни электролинию обновили, сняли вопрос. Но вторая половина ждет, когда и для них он решится. Ждем начала строительства обещанного ФАП. Год заканчивается, сваи вбиты, но ничего пока нет.

Нас возмущает, что строительство жилья идет на самом берегу озера, как будто нет никакого запрета на возведение домов в водоохранной зоне. Земли в округе раскуплены, уразбаевцы лишились покосов и мест для выпаса скота.

Риф Галиакбарович Галисултанов:

– Приезжающие в Уразбаево обязательно приходят к нашему дому, удивляются и фотографируются на память. Конечно, необычно, что на воротах обычного деревенского подворья вас встречает Владимир Ленин. За этим гипсовым бюстом я охотился три года, когда работал лесничим в заповеднике. Ильич вначале пылился в подвале, потом его перенесли в гараж, пока однажды механик не сказал: «Хочешь забрать? Забирай! Он тут только мешается». Привез, отчистил, вчетвером мы подняли бюст на столбик. Покрыл золотой краской, но под дождями и морозами она растрескивается. Нужен ремонт.

Глядя на меня, сосед-дачник установил бюст Пушкина. Теперь и у его ворот на фоне серебристого поэта снимаются целыми семьями. Как-то обещали мне подарить бюст Сталина, но так и не привезли. Был бы целый уголок уразбаевских достопримечательностей.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *